Справочник «Художники»
Суриков Василий Иванович
(1848—1916)
Русский живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1869—1875). Член Товарищества передвижных художественных выставокПХВ (с 1881), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки. С 1877 жил в Москве. Посетил Германию, Францию, Австрию (1883—1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Суриков страстно любил русскую старину; обращаясь к сложным, переломным моментам в истории России, он искал в них созвучия волнующим вопросам современности. В 1880-х Суриков создал свои наиболее значительные произведения — монументальные исторические картины «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887; все — Москва, Государственная Третьяковская галерея). С глубиной и проницательностью истинного историка Суриков раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, логику её движения, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в этих произведениях выступает народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. Сурикова привлекают сильные, яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889—1890) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно «Взятие снежного городка» (1891, Санкт-Петербург, Государственный Русский музей), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. В исторических картинах 1890-х Суриков вновь обратился к национальной истории, останавливаясь, однако, не на периодах остродраматических социальных противоречий, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа. В картине «Переход Суворова через Альпы» (1899, Санкт-Петербург, Государственный Русский музей) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи Сурикова 1890-х , проявилось и в исполненных им в эти годы портретах. Суриков также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи).
СССР, 1941, Переход Суворова через Альпы
СССР, 1941, Переход Суворова через Альпы
СССР, 1950, Переход Суворова через Альпы