Philatelia.Ru
RussianEnglish
Наполеон Бонапарт и его эпоха
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Бонапарт / Художники /

Справочник «Художники»

Левицкий Дмитрий Григорьевич
(1735—1822)

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735—1822)

Русский живописец-портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом росписи Андреевского собора в Киеве (1752-1755). Около 1758 переехал в Петербург. 1770-е—начало 1780-х — период расцвета творчества Левицкого. Уже в портрете Кокоринова (1769-1770, Русский музей, Ленинград), за который художник получил звание академика, Левицкий выступает мастером парадного портрета, добивающимся эффектности композиции, интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности позы и жестов. В этом и других произведениях общая торжественность в традициях позднего барокко часто сочетается с неожиданными чертами естественности и обыденности; трезвая зоркость во взгляде на модель, идущая от мастеров украинского портрета XVII—XVIII вв. и Антропова, соотносится с острым восприятием материальности аксессуаров. В серии парадных портретов воспитанниц Смольного института (около 1773-1776, Русский музей) Левицкbq создал галерею образов изящных, кокетливых девушек, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. За театральным маскарадом он сумел увидеть свежесть чувств и живость характеров. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью художественных средств отмечены интимные портреты Левицкого; они лишены внешних атрибутов и исполнены в свободной пастозной манере, создающей ощущение живой плоти. С начала 1780-х в творчестве Левицкого сказывается влияние классицизма; в портретах Урсулы Мнишек (1782, Третьяковская галерея), Екатерины II (1783, Русский музей; варианты 1780-е и 1790) тонкая нюансировка сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов, появляется заглаженность письма. В последнем портрете (его программа была разработана Львовым) воплощено отвлечённое представление о «мудрой монархии», господствовавшее в круге Державина, к которому Левицкий был близок. Со II половины 1780-х, в период нарастающей неудовлетворённости Левицкого рационалистическими идеалами просветителей, его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними. Однако и в поздние годы Левицкий создаёт ряд высокохудожественных произведений. После 1800 из-за болезни глаз Левицкий почти не работал. Творчество Левицкого - одно из лучших проявлений русской художественной культуры II половины XVIII в., его преподавательская деятельность (в 1771-1787 он возглавлял портретный класс Академии художеств) оказали значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов.


Россия, 2004, Екатерина II

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня