|
|||
Philatelia.Ru / Пираты. Разбойники. Авантюристы / Сюжеты / Справочник «Сюжеты»РаботорговляПродажа и покупка людей в рабство. Наиболее массовым проявлением работорговли в истории был вывоз рабов из Африки. В связи с этим наиболее распространён образ чернокожего раба. Однако работорговля непосредственно не связана с расовой принадлежностью рабов. С развитием общественной морали работорговля трансформировалась из привилегии в преступление, утратила массовый характер, но, тем не менее, не исчезла полностью. В древние времена рабы-негры вывозились в Египет, Переднюю Азию, Грецию, Рим. Позже арабы и мавры стали вывозить их в северную Африку, Аравию, Турцию, Персию. В конце XIX века главным центром арабской работорговли стали Занзибар и Египет. Отсюда работорговцы отправлялись с вооруженными отрядами вглубь Африки — в страны по верховьям Нила и Конго и в область Великих озёр, производили там опустошительные набеги (рацции), основывали, местами, укрепленные станции и доставляли рабов к прибрежным пунктам восточной Африки. Запрещение работорговли в Египте, утверждение немцев в тропической восточной Африке и меры, предпринятые со стороны государства Конго, прервали эту деятельность арабов. Некоторые исследователи отмечают, что участь рабов-негров на Востоке была не столь тяжёлой, как, например, в Америке. На Востоке рабы часто составляли подобие младших членов семьи, нередко отпускались на волю и не изнурялись особенно тяжелой работой. Работорговля была важной частью экстенсивной экономики средневековых азиатских государств, созданных кочевниками, таких как Золотая Орда, Крымское ханство и ранняя Османская Турция. Монголо-татары, обратившие огромные массы покоренного населения в рабство, продавали рабов как мусульманским купцам, так и итальянским торговцам, владевшим с середины XIII века колониями в северном Причерноморье (Кафа (ныне Феодосия) с 1266, Чембало, Солдайа, Тана). Один из наиболее оживлённых работорговых путей вел из азовской Таны в Дамиетту, находящуюся в устье Нила. За счёт рабов, вывезенных из Причерноморья, пополнялась мамелюкская гвардия династий Аббасидов и Аюбидов. Знаменитый египетский мамелюкский султан Бейбарс, разгромивший монголов в 1259, был рабом из Причерноморья, предположительно кипчаком, проданным татаро-монголами в Египет. Крымское ханство, сменившее монголо-татар в северном Причерноморье, также активно занималось работорговлей. Основной рынок рабов находился в городе Кефе (Кафа). Рабы, захваченные крымскими отрядами в Польско-Литовском государстве, на Московской Руси, на Северном Кавказе продавались преимущественно в страны Передней Азии. К примеру, в результате таких крупных набегов на Русь, как в 1521 или в 1571, в рабство продавалось до 100 тысяч пленников. Крупный центр работорговли находился в Астраханском ханстве, где продавались рабы, захваченные ногаями и Казанским ханством. Значительная часть рабов, захваченных кочевниками, продавалась в Османскую Турцию. Из рабов пополнялась янычарская гвардия и султанская администрация. Работорговля в Западной Европе осуществлялась на всем протяжении Средних веков, в частности ей занимались скандинавские викинги. Итальянские купцы (генуэзцы и венецианцы), владевшие торговыми факториями на Черном и Азовском морях, покупали рабов (славян, тюрок, черкессов) у татаро-монголов и продавали их в страны средиземноморского бассейна, как мусульманские, так и христианские. Рабы славянского происхождения отмечаются в XIV веке в нотариальных актах некоторых итальянских и южнофранцузских городов (Руссильон). В Западную Европу рабы из Африки стали вывозиться прежде всего португальцами, в середине XV века, а с начала XVI века испанцы начали доставлять их в Вест-Индию, португальцы — в Бразилию. В течение XVI—XVII веков торговля рабами составляла королевскую привилегию, передававшуюся частным лицам, большей частью как монополия, с обязательством доставить в колонии определённое количество рабов в определенное время. Расцвет торговли неграми последовал с основанием больших торговых компаний в Голландии, Франции и Англии (1621—1631), получивших привилегии на вывоз рабов из западной Африки, на пространстве от тропика Рака до мыса Доброй Надежды. Трансатлантическая работорговля — захват населения Африки, его транспортировка и продажа в рабство на американские плантации — продолжалась в период с 1510, когда на Гаити была доставлена первая партия африканских рабов, и до середины XIX века. По разным оценкам, за этот период с африканского континента было продано в рабство от 7 до 28 млн. человек. Также разнятся данные о том, сколько африканцев погибло, не вынеся тяжелого пути через океан. Долю погибших на кораблях оценивают от 20 процентов до двух третей всех пассажиров-невольников. Начиная с XVIII века основную массу рабов перевозили на английских судах, поскольку Британия стала владычицей морей. Кроме англичан в работорговле участвовали голландцы, испанцы, португальцы, французы и датчане. Обычно они сами не захватывали рабов, а покупали их у вождей местных племен и правителей небольших государств, часто за достаточно символическую плату — бусы, старые ружья, ножи. Менее известна работорговля, которой занимались мусульманские, прежде всего арабские, а также иранские купцы в бассейне Индийского океана. По некоторым оценкам, в период с начала XV по конец XIX века здесь было продано в рабство от 5 до 17 миллионов уроженцев Африки южнее Сахары. Они были отправлены в арабскую Северную Африку, на Аравийский полуостров, в южный Иран и на побережье Индии. Крупнейшим центром работорговли был, в частности, остров Занзибар, расположенный у побережья Восточной Африки. Однако многомиллионные цифры африканских рабов, якобы направленных на азиатские невольничьи рынки, кажутся сильно преувеличенными хотя бы потому, что в странах Ближнего и Среднего Востока чрезвычайно мало мулатов. Скорее всего, в данном случае за весь период работорговли были ввезены лишь сотни тысяч, а не миллионы африканцев. Гораздо более заметный след работорговля оставила в составе населения США, Латинской Америки и Вест-Индии, где негры и мулаты представляют значительную часть или даже абсолютно преобладают, как, например, на Гаити, Барбадосе или на Ямайке. Однако и здесь данные о числе вывезенных из Африки рабов и особенно о том, что их смертность в пути достигала 50 и более процентов, кажутся преувеличенными. Ведь население всей Америки в начале XVI века, в момент открытия ее испанцами, большинство ученых оценивает сейчас в 12-14 млн. человек (крайние оценки колеблются от 8 до 100 млн.). С одной стороны, такая оценка делает мифом утверждения о резкой депопуляции Латинской Америки в результате истребления испанцами и португальцами местного индейского населения. С другой стороны, трудно представить себе, что за последующие четыре века работорговли на американский континент ввезли народу в 2,5 раза больше, чем насчитывалось там к началу эпохи работорговли. В самой Африке, включая и ее северную, мусульманскую часть, численность населения в начале XVI века оценивается демографами в 60 млн. человек. В этом случае выходит, что практически все тогдашнее население Африки южнее Сахары было перевезено через Атлантический океан в последующие три с половиной столетия. Это тем менее вероятно, если учесть, что рабов захватывали не по всему континенту, а главным образом в прибрежных районах Западной Африки. Среди невольников, например, было очень мало представителей народов банту, населяющих юг континента. Следует подчеркнуть, что не существовало точной и сколько-нибудь полной статистики числа рабов, ввезенных в европейские колонии в Америке. Сколько-нибудь надежные демографические данные о численности, рождаемости, смертности и миграциях населения Латинской Америки относятся лишь к концу XIX века, а населения большинства стран Африки южнее Сахары — лишь ко второй половине XX века. Кстати, до сих пор невозможно определить, в каком случае у африканца было больше шансов прожить дольше - на американской плантации или на родной африканской земле. Ведь продолжительность жизни в Африке вплоть до второй половины XX века была невелика и редко превышала 30 лет. Отрывочные же данные статистики как будто не подтверждают высоких цифр работорговли. Так, известно, что в 1680—1786 в британские владения в Северной Америке и Вест-Индии было ввезено 2 млн. африканцев. За пределами этого периода ввоз рабов сюда был на порядок меньше. Принимая во внимание нынешнюю численность негров и мулатов в США и в бывшей британской Вест-Индии, не уступающую численности мулатов в Латинской Америке, можно предположить, что в испанские и португальские колонии на практике было ввезено лишь немногим больше 2 млн. африканцев. Вероятно, что в действительности Африка потеряла в результате работорговли не 28, а лишь 5-7 млн. человек. В североамериканских колониях, особенно в Вирджинии, англичане сначала использовали в качестве рабов шотландских и ирландских военнопленных. Негры были впервые ввезены в 1620, причем английское правительство навязало их колониям, введя монополию. Постепенно развилась целая система негроторговли. Охота за неграми или покупка их за бесценок у прибрежных племен стала особой профессией. Рабы выводились к берегу караванами, связанные по рукам и с наложенными на шеи деревянными развилками; затем их нагружали массами на корабли и доставляли в американские порты. Большое количество их погибало от тесноты, болезней, плохого питания. Всего в британские колонии в Северной Америки, и позднее в США, было доставлено около 13 миллионов рабов из Африки, но на каждого живого раба приходилось по 3-4 погибших во время «охоты на людей» и их транспортировки. Общие демографические потери африканского континента от работорговли оцениваются в 80 миллионов человек. Негры в британских колониях Северной Америке, и позднее в США, использовались преимущественно в плантационном хозяйстве, например, при выращивания хлопка. Уже к концу XVIII века рабский труд на плантациях стал абсолютно неэффективен. Свободный работник трудился втрое производительнее раба. Жалкая участь негров-рабов стала возбуждать протесты со стороны более развитой части общества ещё в XVIII веке, например, в Англии уже в 1798 возникло первое противоневольничье общество «Африканская Ассоциация». По её требованию парламент назначил комиссию для исследования положения африканских рабов, результатом чего стал первый акт для облегчения их положения. В 1808 последовало запрещение негроторговли, в 1823 — запрещение перевозки рабов из одной колонии в другую, в 1834 — полное освобождение, с обязательством отпуска на волю через четыре года. Ещё ранее торговля неграми была приравнена к пиратству: особые военные крейсеры проводили проверки торговых судов в Атлантическом океане. Тем не менее, по некоторым оценкам, несомненно, преувеличенным, в 1807—1847 было вывезено из Африки до 5 млн. рабов. Освобождение негров вызвало сначала упадок некоторых колоний, но положение быстро нормализовалось за счёт привлечения вольнонаёмных негров, кули и китайцев. Во французских колониях некоторые меры к облегчению положения рабов были приняты в так называемом «Code noir» 1685 и 1724; в 1794 последовало общее освобождение, но осуществилось оно фактически лишь на Гаити. В других французских колониях рабство прекратилось только в 1848. На Кубе, где из 1 650 тыс. населения насчитывается 530 тыс. цветного, эмансипация рабов последовала позже, чем в Соединённых Штатах, где она осуществилась в результате гражданской войны между северными и южными штатами, окончившейся в 1865. Участь негров-рабов в южных штатах Северной Америки была хуже, чем где-либо, вследствие большой разницы между ними и белыми в культурном отношении и тесной связи рабства с материальным благосостоянием белых. Выгоды от плантаций хлопка и сахарного тростника и возраставшая цена рабов побуждали принимать всевозможные меры для охраны института рабства и для удержания рабов в возможно более подчиненном положении. Рабы находились фактически в полной власти своих хозяев. Например, в некоторых штатах обучение рабов письму наказывалось штрафом. Попытки насильственного освобождения или призывы к этому приравнивались к государственным преступлениям. В нравственном отношении рабская зависимость не могла не отражаться на неграх, развивая в них притворство, хитрость, раболепство, продажность. В 1860 негры составляли 1/7 всего населения штатов: на 27 млн. белых насчитывалось 4 450 000 темнокожих (негров и мулатов), в том числе 3 954 000 рабов и 488 000 свободных. Освобождение негров не было ни поводом, ни целью войны между северными и южными штатами; оно явилось лишь неизбежным её следствием, необходимым вследствие ослабления южных штатов и привлечения на сторону союза миллионов освобожденных рабов. В первое время после войны, под влиянием недоверия к южанам, правительство Соединённых Штатов вызвало негров к деятельному участию в выборах и охотно смотрело на занятие ими мест в управлении. Но вскоре оказалось, что управление, составленное из менее культурных элементов, привело к отягощению южных штатов долгами и к разного рода злоупотреблениям. С последовавшим восстановлением мира, прекращением военного положения на Юге и возвращением полноправия белому населению усмиренных штатов, последнее получило возможность к более полному осуществлению самоуправления, которым оно и воспользовалось, прежде всего, для отстранения негров от участия в законодательной, судебной и административной деятельности. Для этого в ход были пущены всевозможные средства: повышение образовательного и имущественного ценза, материальная зависимость негров от белых, обман, насилие. До начала XX века при сплоченности белого населения, подобное положение сохранялось: негры хотя de jure и считались полноправными гражданами, но de facto почти полностью были исключены из участия в самоуправлении и составляли подобие низшей касты. Их не пускали в церкви, тем более — в общественные собрания, клубы, отели, рестораны; на железных дорогах для них были особые вагоны; у них имелись свои церкви, клубы, гостиницы, лавки, школы, богадельни, газеты, врачи, пасторы, адвокаты, учителя. Общее число темнокожих в Соединённых Штатах составляло менее 1/8 общего числа населения (по цензу 1890 — 7 470 040 на 54 983 890 белых), но в бывших рабовладельческих штатах — Вирджинии, Северной и Южной Каролине, Джорджии, Флориде, Алабаме, Луизиане и Миссисипи, с общим населением (в 1890) в 10 575 055, процент темнокожих значительно больше и в четырёх штатах (Южной Каролине, Миссисипи, Луизиане и Алабаме) даже превышал число белых. Позже всего освобождение негров-рабов последовало в Бразилии, где негры наиболее смешались с португальцами и индейцами. В 1872. (единственная перепись населения) здесь насчитывалось 3 787 тыс. белых, 1 954 тыс. негров, 3 802 тыс. помесей (метисов) и 387 тыс. индейцев; из негров около 1 1/2 млн. было рабов. Первый шаг к уничтожению рабства был сделан в 1850 запрещением ввоза рабов. В 1866 были освобождены рабы монастырей и некоторых учреждений; в 1871 были объявлены свободными все дети, рождённые в Бразилии, освобождены все казённые и императорские рабы и учреждён особый фонд для выкупа ежегодно известного числа рабов. В 1885 были освобождены все рабы, достигшие 60-летнего возраста. В 1888 последовало окончательное освобождение остальных рабов, в числе около 740 000. Эта мера послужила одним из поводов к революции, низвергнувшей императора дона Педру и провозгласившей республику. Негроторговля впервые открыто осуждена была от имени международного союза на конгрессах Венском (1815) и Веронском (1822—1823), но в то время постановления конгрессов ни к каким положительным результатам не привели. Все старания Англии в этом направлении разбились о противодействие Испании и Португалии, опасавшихся разорения своих колоний от немедленного прекращения поступления темнокожих рабов, а отчасти и Франции, не желавшей усиления морского могущества Англии и унижения собственного флага предоставлением, в мирное время, английским крейсерам права осмотра и обыска подозрительных кораблей, плавающих в африканских водах. Нравственное значение осуждения негроторговли двумя конгрессами было, тем не менее, значительным достижением. Оно повлияло на постепенное заключение всеми морскими державами трактатов, организовавших наблюдательные эскадры и предоставивших договаривающимся сторонам право осмотра и ареста подозрительных судов. С 1840-х все европейские уголовные законодательства вводят строгие кары для рабо- и негроторговцев, приравнивая работорговлю к морскому разбою. Такое постановление содержалось и в русском Уложении о наказаниях (ст. 1411), по которому даже виновные лишь в приготовлении и вооружении корабля для работорговли подлежали наказанию, как за составление шайки для разбоя. Проект нового уголовного уложения не различал этих двух деяний, одинаково определяя и за то, и за другое каторгу на срок не свыше 8 лет. Судно, предназначенное для работорговли, и по Уложению, и по проекту подлежало конфискации. Указанные мероприятия оказались, однако, совершенно недостаточными для борьбы с работорговлей, как не достигло цели и постановление берлинской конференции 1885, не только воспрещающее работорговлю и все морские и сухопутные операции, доставляющие рабов, но и обязывающие содействовать уничтожению работорговцев и, в частности, принимать меры к тому, чтобы земли договаривающихся государств в бассейне Конго не могли служить ни рынком, ни транспортным путем для торговли людьми какой бы то ни было расы. Тем не менее работорговля, хотя и в небольших масштабах, продолжалась до конца XIX века. Фактический конец ей положил запрет рабства на Кубе в 1886 и в Бразилии в 1888. Конвенция же о полном запрете рабства и работорговли была принята Лигой наций только в 1926. Барбадос, 2007, Памятник Освобождения Барбадос, 2007, Вильям Вилберфорс Барбадос, 2007, Хижина раба Барбадос, 2007, Праздник освобождения Барбадос, 2007, Работорговый корабль Великобритания, 2007, Уильям Вильберфорс Великобритания, 2007, Олауда Эквиано Великобритания, 2007, Гранвиль Шарп Великобритания, 2007, Томас Кларксон Великобритания, 2007, Ханна Мор Великобритания, 2007, Игнатиус Санчо Венесуэла, 1995, Григорио Монагас, рабы Гайана, 1985, Лидеры восстания Гайана, 1985, Казнь Дэймона Гайана, 1985, Восстание Демерары Гайана, 1985, «Den Arendt» Гайана, 1988, Лидеры восстания Гайана, 1988, Казнь Дэймона Гайана, 1988, Восстание Демерары Гайана, 1988, «Den Arendt» Либерия, 2000, Работорговля Сенегал, 1998, Мать, ребенок и корабль Сент-Люсия, 1984, Рабы обрабатывают маниок Сент-Люсия, 1984, Приготовление кассавы Сент-Люсия, 1984, Заготовка табака Сент-Люсия, 1984, Изготовление сигар Сент-Люсия, 1984, Рабочий двор Сент-Люсия, 1994, Скала Питонс Сент-Люсия, 1994, Скала Питонс, рабы Тринидад и Тобаго, 1984, Шхуна и кандалы Тринидад и Тобаго, 1984, Раб и карта Тринидад и Тобаго, 2004, Работорговый корабль Тринидад и Тобаго, 2004, Община Рада Тринидад и Тобаго, 2004, Даага Тринидад и Тобаго, 2004, Рабы поют песню Тринидад и Тобаго, 2004, Акведук Тринидад и Тобаго, 2004, Побег Великобритания, 2007.03.22, Бирмингем. Уильям Вильберфорс Великобритания, 2007.03.22, Болс-парк. Слова раба Великобритания, 2007.03.22, Ливерпуль. Корабль Великобритания, 2007.03.22, Лондон. Кандалы Великобритания, 2007.03.22, Лондон. Мемориал 2007 Великобритания, 2007.03.22, Лондон. Раб в оковах Великобритания, 2007.03.22, Лондон. Цепи Великобритания, 2007.03.22, Уисбеч. Родина Томаса Кларксона Великобритания, 2007.03.22, Фриланд. Оковы Великобритания, 2007.03.22, Халл. Кандалы Великобритания, 2007.03.22, Халл. Негритянский профиль Великобритания, 2007.03.22, Халл. Раб Великобритания, 2007.03.22, Халл. Цепи |
|||
© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
|