Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Пираты. Разбойники. Авантюристы / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Пиратство

Пиратство

Пиратство (от греч. «пейратес» – разбойник, пират), в современном международном праве грабеж или иные насильственные действия, осуществляемые с частных кораблей в международных водах либо с частных воздушных судов в воздушном пространстве над международными водами. Пираты отличаются от существовавших в прошлом каперов, флибустьеров и корсаров, трех категорий мореплавателей, аналогичных пиратам. Капер – частный корабль, по официальной договоренности с государством подрядившийся охотиться за кораблями чужой, обычно враждебной, державы. Флибустьеры (в англоязычных странах более распространен термин «буканьер», buccaneer) – каперы, действовавшие главным образом против испанских кораблей в бассейне Карибского моря и вдоль берегов Центральной и Южной Америки в XVII–XVIII веках (впрочем, флибустьеры редко имели формальное каперское свидетельство, а чаще действовали на свой страх и риск, не пренебрегая при случае любой добычей). Корсарами (от среднефр. corsaire, восходящего к среднелат. cursarius – пират) в Европе первоначально именовали варварийских пиратов (Варвария – старинное название Северной Африки западнее Египта), в основном мусульман, которые грабили суда в Средиземном море, совершали набеги на испанское побережье, захватывали христиан и продавали их в рабство. Корсары фактически являлись каперами государств Северной Африки. Со временем корсарами и флибустьерами стали расширительно именовать любых пиратов. В IX—XI веках викинги, северные морские разбойники, выходцы из Скандинавии, подвергали набегам прибрежные области Британии, Ирландии, Франции, Испании и всего средиземноморского бассейна вплоть до Византии. Нередко они временно обосновывались на покоренных землях, а иногда оставались там надолго.

Правовой аспект. Пират объявлен hostis humani generis (лат.), то есть врагом рода человеческого, и потому подлежит суду и наказанию в любой стране. Международной практикой допускается уничтожение пиратов кем угодно без объявления войны. Однако пираты, взятые в плен, должны предстать перед надлежащим судебным органом, и их дело должно быть рассмотрено в соответствии с законом.

Античность. Вероятно, пиратство возникло задолго до возникновения письменности. В Древней Греции пираты были вполне обыденным явлением, этим промыслом занималось население целых городов и местностей. Моряка, сошедшего с корабля на берег, могли запросто спросить: «Ты купец или пират?» Сохранились сведения о финикийских пиратах; морские разбойники упоминаются в «Одиссее» и у Геродота. В гомеровские времена пиратство почиталось едва ли не почетным занятием, ему благоприятствовали социальные и политические условия, существовавшие в Средиземноморье в ранней античности.

Пиратство было распространено по всему Средиземноморью и в римскую эпоху. В 78 до н.э. в Эгейском море пираты схватили молодого Юлия Цезаря и потребовали за него выкуп. Получив свободу, он вернулся с солдатами и распял пиратов всех до единого. Долгое время главным прибежищем пиратов служила Киликия на юге Малой Азии, пока в 67 до н.э. Помпей по поручению сената силами приданных ему армии и военно-морского флота не уничтожил это разбойничье гнездо. Затем он обрушился на прочие оплоты пиратства и за три месяца фактически очистил от разбойников Средиземное море. Созданные впоследствии императором Августом постоянные флоты обеспечивали беспрепятственное плавание в Средиземном море на протяжении трех веков. Однако с упадком Римской империи пираты здесь снова стали брать верх.

Европа. Пиратские набеги викингов опустошали европейские берега более двух веков. В XIII веке в Балтике был создан Ганзейский союз городов – наряду с прочим и для защиты от пиратов. Еще в XVII веке даже такой общедоступный морской путь, как пролив Ла-Манш, кишел пиратами. Средиземноморские пираты-мусульмане столетиями наводили ужас на христиан. Только в 1816 объединенные военные силы европейских государств покончили с варварийскими пиратами и освободили из алжирского плена 3000 христиан (несколько попыток в этом направлении в предшествовавшие годы сделали США).

При Тюдорах в XVI веке чрезвычайно усилилось пиратство вблизи английских и валлийских берегов. Хотя королева Елизавета была, в общем и целом, беспощадна к пиратам в английских водах, она в то же время проявляла снисходительность к тем, кто орудовал за их пределами. По мере усиления враждебности в отношениях с Испанией английская королева не только смотрела сквозь пальцы на прямые нападения английских пиратов на испанские корабли, но, более того, не отказывалась от своей доли в добыче, как это было в случае с Дрейком. Если государства всегда в большей или меньшей степени допускали пиратство в случае войны, то Елизавета потворствовала морским разбойникам даже в мирные времена. Благодаря этому в нищую страну стекались изрядные богатства, и к тому же на английских судах взращивалось поколение искусных закаленных моряков, многие из которых участвовали потом, в 1588, в разгроме испанской Непобедимой Армады. Из-за того, что вблизи родных берегов условия для пиратов становились все более неблагоприятными, со временем этот промысел распространился на запад до Вест-Индии и на юго-восток до Мадагаскара, ставшего главным рынком нелегального оборота награбленных товаров.

Северная Америка. К XVII веку пиратство распространилось вдоль всего побережья Новой Англии. Колонисты поддерживали тесные связи с пиратами, поскольку торговля с ними приносила немалые барыши. Только в начале XVIII века в Англии и ее колониях были приняты действенные законы, имевшие целью положить конец этому злу, но и тогда непросто было собрать такое жюри присяжных, которое бы осудило пирата, почитавшегося благодетелем общины. Патрулирование силами военно-морского флота тоже было связано с такими затруднениями, что в правление Карла I (1625–1649) возникла практика объявления амнистии всем пиратам, к определенному сроку бросившим свое ремесло. Хотя это средство широко применялось вплоть до эпохи Георга I (1714–1727), оно оказалась малоэффективным: пираты были склонны покориться властям в случае опасности расплаты или, накопив немалые сокровища; но как только угроза миновала или кончались деньги, они тотчас принимались за старое. Самая массовая амнистия пиратам имела место на острове Нью-Провиденс (Багамы) в 1718, когда сюда прибыл капитан Вудз Роджерс, назначенный губернатором с задачей сокрушить пиратов, взявших в кольцо Северную Америку. Угрозами и убеждением бесстрашный губернатор вынудил к сдаче большинство местных пиратов (почти 2000 человек).

Образ жизни пиратов. Тяжелейшие условия морской службы и мизерное жалование побуждали моряков заниматься пиратством, поскольку оно давало шанс быстро разбогатеть. По завершении всякой европейской войны военные корабли оставались без дела, и многие моряки, чтобы не умереть с голода, шли туда, где не задавали лишних вопросов и рассчитывали на долю в общей добыче. Пираты жили по принципу: «Нет добычи – нет денег». Часто при захвате торгового судна пираты предлагали его команде к ним присоединиться. Особо ценились «корабельные виртуозы» – искусные штурманы, канониры, врачи, и чтобы их заполучить, посулов не жалели. Когда пиратов судили, чуть не всякий уверял судей, будто был принужден к пиратскому промыслу против своей воли.

Корабль становился пиратским по ряду причин. Иногда капер, не дождавшись «законного» приза, становился пиратом, поскольку награбленное составляло жалованье офицеров и команды. Нередко искры недовольства вспыхивали на торговом судне, где уже было двое-трое природных бунтарей. Если недовольство достигало такого градуса, что зачинщикам удавалось подбить команду на бунт, мятежники хватали вахтенного офицера, а капитана запирали в его каюте. В считанные минуты все было кончено: тех, кто отказывался присоединиться к пиратам, убивали на месте или вышвыривали за борт, хотя в редких случаях пользовавшимся популярностью офицерам или членам команды могли позволить уплыть на шлюпке. Затем команда выбирала себе нового капитана.

Бывало, что несколько отчаянных голов шли вдоль побережья на краденой лодке, пока не натыкались на небольшой корабль, стоящий на якоре, и ночью его захватывали. С этим судном они отправлялись на поиски большего судна. Такие пиратские команды быстро распадались, если не имели во главе властного человека или не брали в ближайшее же время приз. Почти полное отсутствие дисциплины на большинстве пиратских кораблей рано или поздно неизбежно приводило к осложнениям. Немногим капитанам удавалось продержаться сколько-нибудь значительный срок, как, например, Бартоломью Робертсу, который стоял во главе одной и той же команды в течение трех лет.

Чтобы пиратский промысел мог существовать, было необходимо выполнение ряда условий, прежде всего – наличие изрезанной береговой линии с естественными укрытиями для кораблей и скупщиков краденого на берегу, ибо, подобно своему сухопутному собрату, морской разбойник нуждался в рынке сбыта для своего товара. Нередко пираты создавали «береговые братства» и держали на суше гарнизоны с согласованным уставом и выборными офицерами. Таким пиратским государством была Либертация, небывалая в своем роде разношерстная толпа бандитов, сделавшихся в конце XVII века на Мадагаскаре гражданами «идеальной» республики, во главе которой стоял капитан Мишен, принявший титул «Защитника». Эта колония головорезов была столь велика и, по слухам, столь богата, что Даниэль Дефо как-то предложил погасить внешний долг Англии, амнистировав пиратов на том условии, что они передадут свои сокровища в казну.

Флибустьеры. Пираты Карибского моря, известные как флибустьеры и буканьеры, отличались от прочих тем, что действовали в водах испанской Америки и потому грабили преимущественно испанские суда. Кроме того, они устраивали мощные сухопутные экспедиции, тогда как прочие пираты предпочитали морской разбой. Основную массу буканьеров и флибустьеров составляли французы, англичане, португальцы и голландцы, многие из них были протестантами. В XVII–XVIII веках пираты Карибского моря создали на суше особые дисциплинированные сообщества, получившие название «береговых братств».

Буканьеры появились на острове Эспаньола (совр. Гаити) в Карибском море. Здесь находилась перевалочная база конкистадоров, отправлявшихся в поисках богатств в Мексику и Перу. Испанцы полностью уничтожили местных туземцев, но оставили после себя громадные стада размножившегося и одичавшего скота. На острове осели французские, затем английские охотники. Они заготавливали мясо на продажу, высушивая его на деревянных решетках, которые на языке местных индейцев назывались «буканами». Отсюда и произошло слово «буканьер». Впоследствии (в английской традиции) это название распространилось на всех пиратов Карибского моря. Более употребительное «флибустьер» происходит по различным версиям от англ. flyboat (легкие суда, на которых пираты совершали набеги) либо от freebooters (свободные мореплаватели).

В 1630 испанцы безуспешно попытались вытеснить буканьеров с острова, и тогда часть буканьеров захватила и укрепила небольшой соседний островок Тортугу (совр. Тортю напротив Порт-де-Пе), сделав его своей базой. Одновременно другая их часть, в основном англичане, основали другое поселение на небольшом острове Олд-Провиденс у побережья Новой Гранады (нынешней Колумбии). Поскольку испанские колониальные власти запрещали соотечественникам торговать с иностранцами, буканьеры, бывшие опытными моряками, развернули подпольную хорошо организованную и процветающую торговлю.

В 1641 испанские власти послали на Тортугу и Олд-Провиденс военный флот. Изгнанные оттуда англичане занялись морским разбоем. Со временем к пиратам присоединились буканьеры, против которых испанцы продолжали вести жестокую войну. Так в Карибском море началась эпоха флибустьеров. В 1655 фортуна улыбнулась пиратам, когда английский флот при поддержке флибустьеров овладел Ямайкой, где пираты обрели надежное убежище. Здесь, в Порт-Ройяле, они могли сбыть награбленное, прогулять свои деньги, а затем пристроиться на корабль и отправиться за новой добычей.

Главным результатом деятельности флибустьеров явилось то, что она открыла всей Европе глаза на слабость испанского колониального правления и способствовала развитию международной торговли в Америке. Еще в эпоху флибустьеров началась английская, французская и голландская колониальная экспансия в Новом Свете.

Позднейшая история. Дольше всего пиратство продержалось в Средиземноморье – до тех времен, когда большинство цивилизованных государств давно с ними покончили. Дело в том, что значительная часть доходов государств Северной Африки – уникальный случай в истории – поступала именно от пиратства. В Новом Свете последняя вспышка пиратства произошла в 1815, после окончания войн в Европе и Северной Америке, когда оставшиеся не у дел моряки, многие из которых служили на каперских судах, нахлынули в Западную Атлантику, нападая на все суда подряд и опустошая испанские колонии. В конечном итоге британский и американский флоты объединенными усилиями покончили с морскими разбойниками.

В нескольких частях света, прежде всего в греческих водах, пиратство продолжало существовать до середины XIX века, а в китайском регионе – вплоть до II мировой войны. Здесь банды пиратов промышляли на старых торговых путях, но действовали по-новому. Они проникали на корабль под видом пассажиров, по заранее условленному сигналу нейтрализовали офицеров и приказывали им вести судно на базу в заливе Биас (Тайя, на северо-востоке от Гонконга), где и удерживали пассажиров до тех пор, пока не будет уплачен выкуп. В 1990-е участились сообщения о пиратских нападениях в морях Юго-Восточной Азии. Здесь, как в старину, немалая часть населения живет доходами с преступного пиратского бизнеса. Оснащенные быстроходными катерами и новейшим стрелковым оружием, а также гранатометами, современные пираты догоняют пассажирские и грузовые корабли, чаще всего ночью, незаметно поднимаются на них и, в зависимости от поставленной задачи и обстановки, грабят членов экипажа и судовую кассу или пытаются захватить корабль. По оценкам, убытки мировой торговли от пиратства составляли в конце 1990-х 15 млрд. долларов в год.

Пиратство существует и по нынешний день, главным образом в Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в некоторых водах Северо-Восточной и Западной Африки и в районе Бразилии. Самые известные современные пираты действуют около полуострова Сомали.


Великобритания, 1996, 75 лет ВВС

Великобритания. Джерси, 1983, HMS «Swallow» топит пиратов

Великобритания. Джерси, 1983, Приватир атакует почтовый корабль

Виргинские острова, 1970/1974, Голландские буканьеры

Виргинские острова, 1970/1974, Французский приватир атакует англичан

Виргинские острова, 1976, Американский приватир «Spy»

Гаити, 1961, Пираты

Гаити, 1961, Пираты

Гаити, 1961, Пиратский корабль

Гаити, 1961, Абордаж

Гаити, 1961, Пиратский корабль

Гаити, 1961, Абордаж

Испания, 1999, Атака голландского флота

Маврикий, 1972, Пиратская дхоу

Маврикий, 1972, Лемеме и «Le Grande Hirondelle»

Мексика, 1940, Пиратский галеон

Никарагуа, 1996, Пиратский корабль

Никарагуа, 1996, Пиратская барка

Парагвай, 1976, Пираты атакуют галеон

Сан-Томе и Принсипи, 1987, Сражение с пиратским кораблем

Сейшельские острова, 1969, Корсары готовятся к абордажу

Сейшельские острова, 1972, Корсары готовятся к абордажу

Сент-Винсент, 1991, Рассказы о пиратах

Сент-Китс-Невис, 1970/1976, Пираты с сокровищами

Сент-Люсия, 1996/2003, Пиратский флаг

Танзания, 1994, Пиратский корабль

Теркс и Кайкос, 1971, Пиратский шлюп

Теркс и Кайкос, 1971, Брошенный

Теркс и Кайкос, 1971, Буканьеры

Теркс и Кайкос, 1973, Приватир и почтовый корабль

Теркс и Кайкос, 1976, Приватир «Grand Turk»

Теркс и Кайкос, 1983/1985, Приватир «Grand Turk»

Теркс и Кайкос, 1985, Пираты в тюрьме

Теркс и Кайкос, 1985, Буканьеры

Теркс и Кайкос, 1985, Приватиры

Теркс и Кайкос, 1985, Продажа пленниц

Теркс и Кайкос, 1985, Поющие пираты

Франция, 1997, Корсары и корабль

Эквадор, 2006, Пираты

Ямайка, 1971, Пиратская шхуна

Франция, 2001, Фестиваль флибустьеров

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня