Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Фрагменты Российской истории / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Графская пристань

Графская пристань

Белая колоннада Графской пристани является украшением города с 1846. От площади Нахимова, расположенной в центре Севастополя, ее гранитные ступени спускаются к морю. Изображение Графской стало своеобразной эмблемой города-героя: с этим архитектурным сооружением связана вся история Севастополя от основания до наших дней.

Обычная деревянная приставь появилась здесь в 1783 одновременно с первыми городскими и портовыми постройками. В 1787 в связи с предстоящим приездом императрицы пристань назвали Екатерининской, как и первую улицу, которая тянулась от пристава и прежде именовалась просто Балаклавской дорогой. Однако моряки в горожане называли пристань Графской: сюда обычно приставала шлюпка, с которой сходил на берег граф М. И. Войнович, командовавший севастопольской эскадрой в 1785—1789.

Уже в 1830-е. возникла необходимость заменить деревянные ступени пристани каменными. Михаил Лазарев, находясь в должности главного командира Черноморского флота и портов, а также военного губернатора Николаева и Севастополя, составил предложения по улучшению Графской пристани. Предполагалось соорудить каменную террасу и колоннаду, которая оградила бы ступени, ведущие к морю, и украсила пристань. Проект был выполнен военным инженером Д. Уптоном в 1837 и представлен Николаю I, который, утверждая проект, отверг лучшую часть ансамбля — колоннадную галерею. Преобразование пристани началось со строительства двух павильонов по сторонам лестницы. Однако Лазарев не оставлял надежды воплотить задуманный проект полностью, неоднократно обращаясь к царю за разрешением. Наконец в 1844 оно было получено, и через два года строительство пристани завершилось.

Как и было задумало Лазаревым, пристань стала парадным причалом военного порта. Четыре широких торжественных марша лестницы прямо от морской глади поднимаются к белой колоннаде. По краям лестница ограждена подпорными стенками. Два ряда изящных дорических колонн (по шесть в каждом ряду) поддерживают строгий классически оформленный фриз, над которым проходит карниз с невысоким парапетом. Его украшает более высокий парапет (аттик), на котором обозначена дата постройки — 1846.

В нишах колоннады, обращенных к морю, установлены две античные статуи работы итальянского скульптора Фернандо Пелличио. Два лежащих мраморных льва, исполненные этим же мастером, завершают ансамбль лестницы у спуска к морю. Высота колоннады — 6,5 м., длина — 18,2 м., ширина — 2,8 м.

С Графской пристанью связано немало знаменательных событий. В 1854—1855 отсюда осуществлялось снабжение некоторых бастионов снаряжением, боеприпасами и продовольствием, поддерживалась связь защитников города с Северной стороной. 26 августа 1855 вражеская ракета подожгла одну из барж с порохом, стоявших у пристани. Огромной силы взрыв потряс воздух; на месте пристани остались руины. После окончания Крымской войны она была восстановлена.


СССР, 1964, Графская пристань

СССР, 1976, Графская пристань

СССР, 1989, Графская пристань

СССР, 1974.12.17, Графская пристань

СССР, 1976.08.04, Графская пристань

СССР, 1977.03.16, Графская пристань

СССР, 1978.03.17, Графская пристань

СССР, 1979.04.12, Графская пристань

СССР, 1979.12.28, Графская пристань

СССР, 1981.12.03, Графская пристань

СССР, 1988.01.18, Графская пристань

СССР, 1988.01.18, Памятники обороны Севастополя

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня