Справочник «Художники»
Мантенья (Mantegna) Андреа
(1431—1506)
Итальянский живописец и гравёр Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы. Учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе (1441(?) – 1448). Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Огромное значение для формирования искусства Мантенья имело изучение им древнеримской скульптуры и архитектурного декора, увлечение археологией и эпиграфикой. Мантенья вносил в религиозные композиции героическое мироощущение, проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой личности. Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1449—1455; в 1944 почти полностью погибли) проявляется приверженность Мантенья к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам. В этом и последующих произведениях Мантенья (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457—1459, хранится там же, отдельные части — в Лувре, и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям. В пейзажных фонах, где доминируют кристаллические скалистые образования, Мантенья и в окружающей среде выявляет героическое начало. С 1460 Мантенья живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. В росписях «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо (1474) Мантенья осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом; иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с «Триумфом Цезаря» (1485—1488, 1490—1492, Хэмптон-корт, Лондон). К поздним произведениям Мантенья принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д’Эсте («Парнас», 1497, Лувр), цикл монохромных картин («Самсон и Далила», 1500-е, Национальная галерея, Лондон). Графические работы Мантенья (7 гравюр на меди: «Битва морских божеств») почти не уступают его живописи по монументальности образов; чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки.
Венгрия, 1972, Ян Панноний
Италия, 1958, Триумф Юлия Цезаря