Справочник «Художники»
Мане (Manet) Эдуар
(1832–1883)
Французский художник и график. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. Мане постоянно ссорился со своим учителем; он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть». Художник полагал, что достиг этой цели в картине «Любитель абсента» (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). В том же темном колорите, что «Любитель абсента», написана «Музыка в Тюильри» (1860, Лондон, Национальная галерея). На этом полотне, представляющем очаровательный портрет парижского общества, изображены почти все члены семьи Мане, его друзья и знакомые, в том числе Оффенбах, Бодлер, Готье.
В 1863 Мане создал свою первую крупную работу – «Завтрак на траве» (Париж, музей Д'Орсе), полотно, буквально наполненное светом. Картину критиковали за то, что художник построил композицию центральной группы на основе гравюры Маркантонио Раймонди, сделанной по рисунку Рафаэля, придав ей современный вид, а также за то, что он осмелился изобразить одетых мужчин рядом с совершенно обнаженной женщиной.
В том же году Мане написал картину «Олимпия» (Париж, музей Д'Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом Моне. Вместе с Писсарро, Сислеем, Дега, Сезанном и Ренуаром они создали группу, главой которой стал Мане. Под влиянием импрессионистов колорит Мане стал светлее, хотя он не принял их манеру наложения на холст мазков дополнительных цветов.
В эти же годы художник впервые достиг общественного признания. Искусство Мане становится все более непосредственным, самодостаточным и простым, естественным и современным. Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека), и в том же году создает полотно «Вечер» (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. Другие крупные произведения этого периода – «Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее» (1879, Берлин, Национальная галерея) и «В кабачке папаши Лятюиль» (1879, Турне, Музей изящных искусств). В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства.
С 1879 Мане часто писал портреты друзей и натюрморты; последние по чистоте и художественной законченности принадлежат к лучшим творениям мастера. В последний период жизни Мане много работал в технике пастели.
Последнее крупное произведение Мане – картина «Бар в Фоли-Бержер» (1881, Лондон, Институт Курто). В ней на фоне отблесков света и отражений в зеркале он изобразил молодую девушку за стойкой бара и, быть может, бессознательно создал образ обезличенности и пустоты городской жизни. Умер Мане в Париже 30 апреля 1883. В числе учеников мастера были его невестка Берта Моризо и Эва Гонсалес.
Аден/Хадрамаут, 1967, Нана
Аджман, 1969, Нана
Гвинея-Бисау, 2012, Портрет Стефана Малларме
Мадагаскар, 1982, Портрет Стефана Малларме
Манама, 1969, Нана
Манама, 1972, Портрет Золя
Манама, 1972, Анри Рошфор
Руанда, 1973, Портрет Золя
Экваториальная Гвинея, 2003, Эмиль Золя