Справочник «Художники»
Рюд (Rude) Франсуа
(1784—1855)
Французский художник, мастер романтической скульптуры.
Родился в Дижоне 4 января 1784 в семье владельца кузнечно-литейной мастерской. Обучался у отца и брал уроки рисования. Приехав в Париж (1805), занимался в студиях скульпторов Голля и Картелье. Страстный бонапартист, после реставрации Бурбонов (1815) эмигрировал в Бельгию, вернувшись во французскую столицу в 1827.
Освоил монументально-декоративное искусство в основном в свои бельгийские годы (рельефы замка Тервюрн, 1879; не сохранились). В станковых произведениях эволюционировал от стандартного неоклассицизма (портретный бюст Ж. Л. Давида, мрамор, 1827; «Меркурий, завязывающий сандалию», бронза, 1827) к более динамичным романтическим образам («Неаполитанский мальчик-рыбак, играющий с черепахой», мрамор, 1833; все работы – Париж, Лувр). Прославился как автор масштабного рельефа «Выступление добровольцев в 1792 год»у (или «Марсельеза», камень, 1833–1836), украсившего Триумфальную арку на площади Звезды в Париже; композиция с группой вооруженных граждан, устремившихся вперед под водительством парящей Свободы, патетически ярко выразила революционные идеалы. Не менее патетичны и эмоциональны мемориал Наполеона в Фиксене под Дижоном («Наполеон, пробуждающийся к бессмертию»; бронза, 1845–1847) и памятник Нею на площади Обсерватории с фигурой маршала, взмахнувшего саблей в призыве к атаке (бронза, 1852–1853). Среди других работ Рюда – памятник математику Монжу в Боне (Бургундия; бронза, 1846–1848), фигура Жанны д"Арк (мрамор, 1845–1852, Лувр), драматически-суровое надгробие Кавеньяка на кладбище Монмартр (бронза, 1845–1847). Главным достоинством лучших его произведений является энергия монументального жеста, та «тайна жестов», которая восхищала О.Родена. В поздних станковых скульптурах мастера вновь возобладала неоклассика («Амур-повелитель», 1855, Дижон, Музей Рюда). Умер Рюд в Париже 3 ноября 1855.
Франция, 1936, Барельеф «Марсельеза»