Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Художники /

Справочник «Художники»

Риччи (Ricci) Себастьяно
(1659—1734)

Итальянский живописец. Он родился в Беллуно, находившемся под управлением Венеции с XV века, а ремеслу художника учился в столице у Себастьяно Маццони и малозначительного мастера, родом из Милана, Федериго Червелли. Позднее он совершенствовал свою манеру в Болонье в школе Джованни Джозефо дель Соле и в Риме у Луки Джордано, оказавшего на него большое влияние. Большую часть своей жизни Риччи провел вдали от родины. В 1684 к его услугам прибегнул герцог Рануччио Фарнезе, в связи с чем ему пришлось работать в Пьяченце и Парме. Позднее он посетил Рим и Милан, трудился во Флоренции над заказом Фердинандо Тосканского. В 1709—1712 художник побывал в Германии, во Франции, в Австрии. Затем пять лет жил в Англии. Только в 1717 он вернулся в Венецию.

Многочисленные разъезды Риччи свидетельствуют о широком признании его таланта, перешагнувшем границы Италии. Среди его заказчиков были виднейшие владетельные особы Европы, французская Королевская Академия изящных искусств сделала его своим членом. Но и на вершине славы он не уставал учиться, перенимая у местных мастеров то, что казалось ему достойным подражания. Главные художественные впечатления Риччи связаны с его итальянскими путешествиями, с различными центрами искусства барокко. Здесь он мог увидеть многочисленные вариации излюбленного им типа композиций со множеством толпящихся на земле или парящих в небесах человеческих фигур, безграничными пространствами и резкими вспышками света рядом с мраком глубоких теней.

Возвратившись в Венецию, Риччи обогатил здесь свою живопись неповторимыми достоинствами колорита местной школы живописи и пережил сильнейшее увлечение творчеством Паоло Веронезе, выдающегося венецианского мастера эпохи Возрождения, которому особенно хорошо удавались многолюдные сцены—шумные, пестрые, праздничные. Некоторые произведения Риччи этого времени во многом повторяют полотна Веронезе.

Все разнообразнейшие влияния, испытанные Риччи, в его творчестве переплавлялись в единый органический стиль, который, в свою очередь, в значительной мере определил пути развития европейского искусства в первой половине XVIII века. В частности, роспись палаццо Маручелли во Флоренции, исполненная художником в 1700—1707 и посвященная мифу о Геракле, оказала несомненное влияние на крупнейшего венецианского мастера XVIII столетия Джованни Батиста Тьеполо, а также на французскую живопись, особенно на Франсуа Буше.

В художественном наследии Риччи можно выделить две группы произведений. Одна — это картины с небольшим количеством фигур и неторопливо разворачивающимся действием. Они восходят к образцам классического искусства эпохи Возрождения и обладают несомненными достоинствами, однако кажутся эклектичными. Гораздо более интересными представляются работы другого рода, где многочисленные персонажи изображены в бурном движении. Таким, например, является полотно из церкви Сан Алессандро делла Кроче в Бергамо «Святой Григорий освобождает души Чистилища». Еще более замечательным кажется эскиз для алтарного образа венской церкви Карлскирхе «Вознесение Мадонны», хранящийся ныне в будапештском музее. Реалистически-убедительно написанное полотно Риччи вместе с тем и глубоко условно. Апостолы здесь представлены свидетелями небывалой картины — они видят, как ангелы, напрягаясь изо всех сил, подталкивают вверх облако, на котором сидит Мадонна. Условность эта, несомненно, нарочита, в ней есть элемент игры, который мастер позволил себе внести во вполне серьезный и освященный авторитетом церкви сюжет. И эта игра делает особенно явственными чувства радости и легкости, которыми так замечательно искусство Риччи.


Румыния, 1968, Анджелика и Медор

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня