Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Художники /

Справочник «Художники»

Паращук Михаил Иванович
(1878—1963)

Паращук Михаил Иванович (1878—1963)

Украинский скульптор. Родился в селе Варваринцах на Тернопольщине в крестьянской семье. В соседнее село Струсив приехали украшать костел польский резчик Киндельский и фигуралист Станислав Вуйцик. Они поручили Михайлику, бывшему тогда еще учеником, помогать по резным делам на иконостасе. Вскоре выяснилось, что у него талант не только к орнаментальной резьбе по дереву, но и к фигурной. И Вуйцик решает взять мальчика помощником для выполнения лепных украшений в городской ратуше Нового Сонча (Польша). Паращук осваивает практические навыки по пластике и пространственному моделированию, изучает свойства материалов. Первые работы ученика оценили еще в начале 1890-х. Однажды голова городской управы Нового Сонча заказал Вуйцику свой скульптурный портрет. Михась тоже попытался изваять «голову головы». А когда появились две головы, то стало трудно отличить, какая из них — учительская работа, а какая — удачный опыт ученика.

Учителю стало жаль отправлять способного мальчонку обратно в Варваринцы к тяжелому крестьянскому труду. Он написал рекомендательное письмо краковскому реставратору скульптуры в Вавельском замке Игнацию Шопинскому. Четырехлетнее пребывание в Кракове дало направление дальнейшей судьбе Паращука. Он приобрел опыт в реставрации старинных скульптур, совершенствовал знания по пластике, овладел техникой металлического литья, ваяния, резьбы по камню и в то же время посещал скульптурные студии профессора Барабаша в Краковской академии. Его манила свобода выбора тем и средств ваяния, вечным помощником оставаться не хотел. И со временем Паращук отправился в Вену, чтобы поступить в известную академию искусств. Но случилось так, что из-за материальных лишений студент вернулся во Львов и продолил учебу в политехническом институте у профессора Антона Попеля. Практическое искусство Паращука перенослось на строительные площадки оперного театра, где Михаил вместе с другими скульпторами украшал фасад. Позднее ученик Попеля создал высокохудожественные ордерные капители для колонн и пилястров, а также обработал проекты капителей для вестибюля музея этнографии и художественного промысла и университетской библиотеки.

Учеба и практические студии у известных европейских скульпторов, среди которых были Венцель, Роден, Жульен, способствовали творческой эволюции молодого скульптора. Серия портретов украинских художников, сделанная во Львове (Василия Пачовского, Петра Карманского, Михаила Яцкива, Станислава Людкевича), обозначена оригинальной манерой ваяния, которая основана на сочетании двух способов — выглаживания формы и пересечения ее полосами и вмятинами. Такая экспрессия формы помогла художнику как можно тоньше передать характер.

Паращук в основном работал в жанре портрета и монументально-декоративной скульптуры, удивительно мастерски переосмыслив средства древних художественных стилей — барокко и классицизма, — и достиг большого разнообразия пластической интерпретации образа. Паращук соединил экспрессию, динамику со статичностью и равновесием, синтезировал традицию и новизну, раскрыл борьбу противоположных начал, через контрасты и трагизм дошел до красоты и гармонии. Тем не менее в основе его поисков всегда был человек как первоэлемент народа, из которого он сам вышел и в который перешел.

На работы скульптора мюнхенского периода ощутимо влиял символизм. Паращук подчеркивал в людях поиск чего-то желаемого, но не всегда достижимого. Теперь образы интеллигентов обозначены печалью и разочарованием. Об увлечении символизмом свидетельствуют и фигурные композиции «Без потехи», «После», «Материнство».

Михаил Паращук творил даже в крайне неблагоприятных обстоятельствах. Из-за усиления влияния реакционного чиновничества и интеллигенции, активизировавшихся после поражения первой русской революции, проект памятника Шевченко в Киеве (авторы — Михаил Паращук и барон фон Мецензеффи), к сожалению, не смог победить на конкурсе. «Добро» получила сухая академическая работа. Но Паращук не разочаровался. Не испугал его даже печально лагерь для пленных Австрии Талергоф. Он организовал с группой узников побег, прибыл в Вену, и в доме украинского парламентария Николая Василько снова творил.

Так уж сложилось, что в тяжелейшие периоды истории, когда воскресала украинская государственность, художники становились законодателями, должностными лицами, дипломатами. Не обошла эта миссия и Михаила Паращука. В годы УНР он на дипломатической работе в Эстонии — в качестве секретаря миссии и переводчика, со временем — советника украинского посольства в Латвии. После ликвидации посольств УНР в балтийских республиках Паращук проживал в Бадене у бывшего украинского посла Вальдемара Кедровского. Он обустроил небольшую мастерскую. И начался новый творческий подъем — скульптор-изгнанник лепит бюст писателей Александра Олеся и Спиридона Черкасенко, руководителя правительства ЗУНР Евгения Петрушевича, тогдашнего главы эмиграционного правительства УНР Андрея Ливицкого. А посетив Мюнхен, Паращук, как и десять лет назад, получил приглашение преподавать скульптуру. В 1921 Михаил Паращук выхлопотал разрешение на постоянное проживание в Софии, куда прибыл в составе гуманитарной миссии Международного Красного Креста. Нужно было начинать все сначала. И, словно почувствовав стремление талантливого украинца к творчеству, к нему обратились первые в Болгарии заказчики — лидеры социал-демократов Георгий Димитров и Васил Коларов — с просьбой изваять бюст руководителя партии болгарских социалистов-радикалов Димитра Благоева, лежавшего тогда больным. Паращук за короткий срок создал скульптурный портрет: Благоев выглядел волевым человеком, побеждающим старость и болезни. Далее были бюсты поглощенного заботами министра образования Стояна Омарчевского, вдохновенных поэтов Пейо Яворова, Христо Ботева. Скульптор превыше всего стремился увидеть неповторимость человеческой личности.

Талантливого мастера приглашали оформлять здание почты в Варне, главный фасад Торгово-промышленной палаты в Бургасе. Паращук выполнил архитектурно-скульптурное обрамление Болгарского национального банка. Выдающемуся скульптору так и не удалось осуществить мечту жизни — возвратиться в Украину, — хотя бы для того, чтобы умереть на родине. В декабре 1963 Михаила Паращука не стало. Покой украинец обрел на софийском кладбище рядом с могилой Михаила Драгоманова.


СССР, 1964, Памятник Мицкевичу во Львове

СССР, 1970, Памятник Мицкевичу во Львове

СССР, 1972, Памятник Мицкевичу во Львове

СССР, 1976, Памятник Мицкевичу во Львове

СССР, 1968.02.06, Памятник Мицкевичу во Львове

СССР, 1975.02.26, Памятник Мицкевичу во Львове

СССР, 1977.11.21, Памятник Мицкевичу во Львове

СССР, 1978.03.03, Памятник Мицкевичу во Львове

СССР, 1979.11.22, Памятник Мицкевичу во Львове

СССР, 1980.09.12, Памятник Мицкевичу во Львове

СССР, 1981.10.16, Памятник Мицкевичу во Львове

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня