Справочник «Сюжеты»
Фицджеральд (Fitzgerald) Фрэнсис Скотт Ки
(1896–1940)
Американский писатель, выразитель и своеобразный символ «века джаза». Родился 24 сентября 1896 в Сент-Поле (шт. Миннесота). Назван в честь своего двоюродного прадеда, автора текста государственного гимна США «Усеянное звездами знамя» Ф.С.Ки. Учился в Принстонском университете (1913–1917), незадолго до выпускных экзаменов ушел на военную службу. Во время Первой мировой войны начал свой первый роман «По эту сторону рая» (1920). Сразу после его публикации женился на Зельде Сейр, прототипе героини романа Розалинды. Одновременно вышел в свет первый сборник его рассказов «Эмансипированные и глубокомысленные» (1920).
Второй роман Фицджеральда «Прекрасные, но обреченные» (1922) описывал мучительный брак двух одаренных и привлекательных людей. Сборник рассказов Сказки века джаза (1922), часто весьма занимательных, несмотря на некоторую искусственность, обессмертил «пылкую юность» той эпохи. Малоудачная пьеса «Овощ» (1923) принесла лишь убытки, зато роман «Великий Гэтсби» (1925) был назван шедевром зрелого мастера. Испытав влияние Г. Джеймса, Э. Уортон и английского писателя К. Маккензи, Фицджеральд нашел безупречную форму для этой драмы чувств. Однако существовала и более глубокая связь романа с его собственной жизнью и характером. В своих мечтах и заблуждениях Фицджеральд, как Гэтц-Гэтсби, оставался сыном своего времени. В 1926 вышел еще один сборник его рассказов «Все эти печальные молодые люди».
Следуя правилам «потерянного поколения», Фицджеральд перебрался сначала в Рим, затем на Ривьеру, однако его брак распался, и личная жизнь терпела крах. Роман «Ночь нежна» (1934) стал литературным выражением исхода в Европу. Пожалуй, наиболее увлекательное по содержанию, это произведение и наиболее бессвязно по форме. Лучший сборник его рассказов «Сигналы побудки» (1935) содержал новые откровения о жизненном крахе писателя. Героя рассказа «Опять Вавилон» терзают кошмары и тоска по 1920-м годам. Подобно герою «Сумасшедшего воскресенья» из того же сборника, Фицджеральд вернулся в Голливуд больным и разоренным. Умер Фицджеральд 21 декабря 1940.
Посмертно опубликованный неоконченный роман Фицджеральда «Последний магнат» (1941) свидетельствует о глубине и стойкости его творческого дара, не затронутого страстью к саморазрушению. В этом последнем романе дается блестящее описание кинобизнеса. Его герой – один из «великих» независимых продюсеров эпохи подъема массового кинематографа. Тема и тональность книги делают ее еще одной элегией по ушедшему времени.
По всей вероятности, именно история жизни Фицджеральда, а не только признание его писательских заслуг пробудила широкий интерес к его произведениям после Второй мировой войны. В 1945 Э.Уилсон издал сборник статей, воспоминаний и писем Фицджеральда, в основном автобиографического характера, под названием «Крушение». В 1950 Шульберг опубликовал роман «Разочарованные», основанный на событиях жизни писателя; впоследствии по этому роману были поставлены фильм и театральный спектакль. Фицджеральду посвящены многие страницы в беллетризованных воспоминаниях Э.Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» (1964).
США, 1996, Френсис Скотт Фицджеральд
США, 1998, Стиль Гэтсби