Справочник «Сюжеты»
Коцебу (Kotzebue) Август Фридрих Фердинанд фон
(1761–1819)
Немецкий драматург. Родился в Веймаре. Изучал юриспруденцию в Йене и Дуйсбурге. В 1781 переехал в Санкт-Петербург, где служил секретарем генерал-губернатора. В 1790 ушел в отставку. В 1798–1800 – директор придворного театра в Вене. В 1800 по дороге в Петербург был по неизвестной причине арестован и сослан в Сибирь. Помилованный вскоре императором Павлом, возглавил немецкий театр в Петербурге. С 1802 в качестве политического агента русского правительства в Германии, где выступил горячим противником романтизма и политических идеалов молодой Германии. Впоследствии осуществлял в России и Германии различные проекты в области искусства и политики. некоторое время исполнял обязанности русского консула в Кенигсберге Издавая в Веймаре и Мангейме крайне реакционный «Литературный еженедельник», Коцебу настроил против себя поборников демократии. В качестве платного агента доставлял русскому правительству сведения о внутреннем положении Германии. Коцебу погиб 23 марта 1819 от руки студента Зандта, закаловшего Коцебу как врага свободы и приспешника самодержавия.
Литературное наследство Коцебу огромно (свыше 200 произведений). Он писал стихи (в 1818 вышли 2 тома его стихов), романы, новеллы. Но главный успех выпал на долю его многочисленных драм и комедий, сделавших Коцебу самым популярным драматургом в Германии конца XVIII века. Коцебу снискал европейскую славу пьесой «Мизантропия и раскаяние» (пост. 1787, опубл. 1789). За ней последовали: «Бедность и великодушие» (1795), «Испанец в Перу» (1796), «Клеветник» (1798). Широкие круги мещанства с восторгом принимали его пьесы, особенно фарсы («Провинциалы», «Проделки пажа», «Два Клингеберга», «Козел»), не лишенные занимательности, написанные живым, бойким языком, изобличающие в авторе незаурядный комедийный талант. Лучшее произведение Коцебу в этом жанре – «Провинциалы» (1802) – открыло дорогу многим немецким комедиям. Современный немецкий фарс также обязан своим возникновением Коцебу. В своих драмах Коцебу, прокламируя добродетель, рисовал порок в достаточно привлекательном виде. Отвлекая своим творчеством бюргерство от борьбы за новый буржуазный строй, при случае высмеивая «патриотов» и либералов, Коцебу тем самым оказывал услуги европейской реакции.
Исторические произведения Коцебу малозначительны. Из автобиографической прозы можно упомянуть «Мое бегство в Париж зимой 1790 года» (1791) и «О моем пребывании в Вене» (1799).
СССР, 1949, Александр Островский и актеры