Справочник «Сюжеты»
Бретон (Breton) Андре
(1896–1966)
Французский поэт и прозаик первой половины ХХ века, основатель и теоретик сюрреализма.
Родился 18 февраля 1896 в Теншбре (Нормандия) в семье торговца. Учился в Париже на медицинском факультете Сорбонны. Дебютировал как поэт; считал своими учителями Стефана Малларме и Поля Валери (был его другом). В 1915 во время Первой мировой войны мобилизован; приписан к армейской невро-психиатрической службе. Серьезно изучал труды Ж.М.Шарко, одного из создателей невропаталогии и психотерапии, и Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа. В 1916 в госпитале познакомился с молодым поэтом Жаком Ваше, непримиримым противником войны, в 25 лет покончившим жизнь самоубийством, «Военные письма» которого оказали сильное воздействие на настроения художественной интеллигенции того времени. После демобилизации вернулся в Париж и включился в литературную жизнь. Вошел в окружение Гийома Аполлинера, чью поэзию высоко ценил. В 1919 создал вместе с Луи Арагоном и Филиппом Супо журнал «Litterature». Напечатал там «Магнетические поля» – первый «автоматический текст», написанный им в соавторстве с Ф. Супо. В том же году сблизился с Тристаном Тцара и другими дадаистами, переехавшими во Францию из Швейцарии. Вместе с друзьями участвовал в эпатажных дадаистских манифестациях. В начале 1920-х разошелся во взглядах с Тцара. В 1922 посетил Вену, встретился с Фрейдом; интересовался его опытами в области гипнотических снов. В 1923 опубликовал свой первый поэтический сборник Свет земли.
В 1924 возглавил группу молодых поэтов и художников (Арагон, Супо, Элюар, Бенжамен Пере, Робер Деснос, Макс Эрнст, Пикассо, Франсис Пикабия), которые стали называть себя сюрреалистами; пользовался у них непререкаемым авторитетом. В 1924 опубликовал первый «Манифест сюрреализма», где сюрреализм определялся как «чистый психический автоматизм, при помощи которого предполагается в устной или письменной форме, или каким-либо иным образом передавать реальное функционирование мысли», как «диктовка мысли вне всякого контроля разума, вне каких-либо эстетических и нравственных соображений»; Бретон требовал полного разрушения всех существовавших до того психических механизмов и замены их механизмом сюрреалистическим, единственно возможным для постижения высшей реальности и для решения кардинальных вопросов бытия.
В декабре 1924 переименовал журнал «Литература» в «Сюрреалистическую революцию» («Revolution surréaliste»). В 1925 в эссе «Революция сначала и навсегда» сформулировал свое понимание сюрреалистической деятельности относительно литературы, искусства, философии и политики. Публично осудил колониальную войну Франции в Марокко 1925–1926; стал сотрудничать с органом французских коммунистов «Кларте». В январе 1927 вступил в коммунистическую партию вместе с Арагоном, Элюаром, Б. Пере и Пьером Юником. В марте 1928 опубликовал очерк о творчестве Пикассо, М. Эрнста, Ман Рея, Андре Массона, Джорджо де Кирико под заголовком «Сюрреализм и живопись», разделив, тем самым, оба эти понятия: не могло существовать «сюрреалистического стиля» в искусстве, ибо сюрреализм был не художественным методом, а способом мышления и образом жизни. В июне 1928 издал роман «Надя» о любви к женщине с даром ясновидения, окончившей свои дни в психиатрической клинике. Серьезные расхождения, возникшие в среде сюрреалистов, побудили его выпустить в 1930 «Второй Манифест сюрреализма»; изменил название своего журнала на «Сюрреализм на службе революции» («Surrealisme au service de la révolution). В том же году создал в соавторстве с Элюаром и Рене Шаром поэтический сборник «Замедлить работы» и в соавторстве с Элюаром прозаический текст «Непорочное зачатие», где сконструировал сюрреалистическую модель человеческой жизни, начиная с зачатия и кончая смертью. В 1932 выпустил собрание стихов «Седовласый револьвер» и психоаналитическое исследование «Сообщающиеся сосуды», в котором попытался выявить связи между состояниями сна и бодрствования.
К началу 1930-х кризис внутри сюрреалистической группы углубился; ее покинули Арагон и Жорж Садуль. Бретона все больше тяготило пребывание в коммунистической партии; сюрреалистическая свобода была несовместима с политической борьбой; кроме того, он критиковал руководство КПФ за замалчивание сталинских репрессий. В конце 1933 был исключен из коммунистической партии вместе с Элюаром и Рене Кревелем. В 1937 издал роман-дилогию «Бешеная любовь». В 1938 организовал первую Международную выставку сюрреалистов в Париже. В том же году посетил Мексику, где вместе с Троцким и Диего Риверой основал Международную Федерацию независимого революционного искусства. В соавторстве с Троцким написал «Манифест для независимого революционного искусства»; резко осуждал Московские процессы 1936–1938. Перед началом Второй мировой войны вернулся на родину. В 1939 работал врачом в военно-летной школе Пуатье. После поражения Франции в 1940 уехал в Марсель. Находился под подозрением у вишистским властей, которые запретили публикацию его поэмы «Фата Моргана» и «Антологию черного юмора». Опасаясь репрессий, в марте 1941 эмигрировал в США. Работал диктором на радио; активно выступал в поддержку антигитлеровской коалиции. В 1942 основал вместе с художником Марселем Дюшаном журнал «VVV» (символ тройной победы). Пропагандировал сюрреалистическую доктрину: организовал с Дюшаном и М. Эрнстом Международную выставку искусств; прочел лекцию о сюрреализме французским студентам Йельского университета (декабрь 1942); написал «Предисловие к третьему манифесту сюрреализма или нет».
После Освобождения вернулся во Францию. В 1945 опубликовал работу «Положение сюрреализма между двумя войнами». Прилагал усилия, чтобы возродить распавшееся во время войны сюрреалистическое движение, пытался издавать журналы, которые могли бы стать его организующими центрами, но, не встретив отклика, отказался от этой идеи. Ограничился участием в организации международных парижских выставок художников, близких к сюрреализму (1947, 1959, 1965). Продолжал литературную деятельность: в 1947 опубликовал «Оду Шарлю Фурье», в 1948 «Лампу в часах», в 1948 сборник «Поэмы», в 1953 «Побег на свободу». С конца 1940-х проявлял большой интерес к оккультным наукам, в том числе к алхимии. Умер 28 сентября 1966 в Париже.
Для истории французской культуры А.Бретон в первую очередь – создатель сюрреализма, самого значительного художественного течения первой половины ХХ века. Школу сюрреализма прошли многие десятки поэтов и художников, среди которых те, кто составил славу французского искусства. Бретон уловил настроения мыслящей интеллигенции в переломную для Европы эпоху. Он сумел распознать и обозначить то главное, что объединило самых различных по убеждениям, таланту, рождению, культуре людей в союз единомышленников, – волю к освобождению от пут логики, привычной морали и буржуазного общества. Этот союз был недолговечным, и прежние друзья стали врагами, тем не менее урок сюрреализма не мог не сказаться на их творчестве.
Роль главы и теоретика школы обычно затеняет роль Бретона как поэта, хотя он занимает далеко не последнее место во французской поэзии благодаря силе и необычности его образов, пристрастию к таинственным сторонам жизни, богатству интонаций, в которых слышатся отзвуки и библейской Песни Песней, и искусства доколумбовской Америки, и немецкого романтизма.
Евгения Кривушина
Франция, 1991, Андре Бретон
Франция, 1991.02.23, Тиншебрай. Андре Бретон