Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Выспяньский (Wyspianski) Станислав
(1869—1907)

Выспяньский (Wyspianski) Станислав (1869—1907)

Польский писатель, художник, театральный деятель. Родился в семье скульптора. Учился в краковской Школе изящных искусств (1884—1895, с перерывами) у Яна Матейки и в академии Коларосси в Париже (1891—1894). Один из основателей (1897) и видный участник краковского художественного объединения «Искусство». В изобразительном искусстве Выспяньский стремился к воплощению национального начала в рамках стиля модерн. В эскизах витражей для францисканского костёла и собора на Вавеле в Кракове (1896—1906) Выспяньский использовал как средства выразительности гибкие, вибрирующие контурные линии и пятна чистых цветов. Принимая участие в издании журнала «Zycie», Выспяньский создал новый тип оформления книги, достигнув декоративного единства шрифта и мягкого по ритму стилизованного растительного орнамента. Пастельным портретам и пейзажам Выспяньского свойственны обобщённая, выразительная манера рисунка, тонкая поэзия и одухотворённость. Выспяньский работал и в области декоративного искусства (оформление интерьера дома Медицинского общества в Кракове, около 1905; эскизы мебели, тканей, изделий из металла).

Пьесы и рапсоды Выспяньского посвящены древнему прошлому Польши («Легенда», 1897: «Болеслав Смелый», 1900; «Казимеж Великий», 1900); исторические драмы поднимают проблематику польского романтизма и национально-освободительного движения («Варшавянка», 1898; «Легион», 1900; «Ноябрьская ночь», 1904); пьесы на сюжеты древнегреческих мифов трактуют современные события в духе античной трагедийности («Мелеагр», 1898; «Проклятие», 1899; «Возвращение Одиссея», 1907). Вершина творчества Выспяньского — метафорическая драма-памфлет и драма-сказка «Свадьба» (1901), в которой, как и в других современных политических драмах («Освобождение», 1903; «Акрополь», 1904), он ставит вопрос о путях национально-освободительной борьбы, изображает распад польского буржуазного общества. Для творчества Выспяньского характерны сочетание реалистического видения мира с символикой, монументальность и синтетичность, использование одновременно словесных, музыкальных, пластических средств, что проявилось и в его режиссёрской деятельности.


ООН (Штаб-квартира в Нью-Йорке), 1994, Спящий ребенок

Польша, 1947, Выспяньский, Словацкий и Каспрович

Польша, 1947, Выспяньский, Словацкий и Каспрович

Польша, 1948, Польская культура

Польша, 1958, Станислав Выспяньский

Польша, 1959, Материнство

Польша, 1968, Портрет Элизы Паренски

Польша, 1969, Материнство

Польша, 1971, Лилии

Польша, 1971, Ирисы

Польша, 1971, Аполлон

Польша, 1972, Рапсод

Польша, 1974, Ирис

Польша, 1974, Одуванчик

Польша, 1974, Роза

Польша, 1974, Чертополох

Польша, 1974, Василёк

Польша, 1974, Клевер

Польша, 1974, Портрет девочки

Польша, 1978, Станислав Выспяньский

Польша, 1987, Ратуша Познани

Польша, 1995, Плакат к постановке «Свадьбы»

Польша, 1998, Музей Выспяньского

Польша, 2000, Писатели, художники и здания

Польша, 2007, «Маленькая Элен и ваза с цветами»

Польша, 2007, Сцена из драмы Выспяньского

Польша, 2011, Двойной портрет Элизы Паронски

Польша, 1958.11.25, Варшава. Выспяньский, Монюшко

Польша, 2007.05.18, Краков. Станислав Выспяньский

Польша, 1938, Станислав Выспяньский

Польша, 1948, Станислав Выспяньский

Польша, 1963, Станислав Выспяньский

Польша, 1965, Казимир Каминский в «Свадьбе»

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня