Справочник «Сюжеты»
Лоусон, Лосон (Lawson) Генри Арчибалд
(1867—1922)
Австралийский писатель. Сын моряка, который в Австралии стал золотоискателем, фермером, плотником, сам в молодости плотник и маляр, учитель в школе для маори в Новой Зеландии, клерк, Генри Лоусон числил себя рядовым великой армии труда, у которой «единая форма во всех гарнизонах мира» («Армия, о моя армия). Лоусон по праву считал себя поэтом народа. Уже в первых стихах и рассказах Лоусон обличал капитализм. Его творчество достигло расцвета в 1890-е: сборник стихов «В дни, когда мир был широк» (1896). Автор сборников стихов «Всадники на горизонте» (1910), стихов и рассказов «Суд выносит приговор» (1910), рассказов «Треугольники жизни» (1913) и других. В поэзии Лоусона отчетливо видны противоречия, свойственные «социалисту чувства», но спектр ее не исчерпывается политической лирикой. В творчестве Лоусона, вдохновленном социалистическими идеями, показан суровый быт простых людей, звучат национально-патриотические мотивы. Поэзия Лоусона близка народной балладе, а проза — рассказам-бывальщинам рабочих-сезонников. Память «великих стачек» и пламень революционных надежд неистребимо жили в душе Лоусона, который внес вклад в мировую поэзию социалистического движения. Лоусон — основоположник реалистических и демократических традиций в австралийской литературе. В трудах, посвященных ему, нередко поэзию Лоусона как «пропагандистскую» противопоставляют его «аполитичной» прозе, где тема социального протеста не развернута. Однако при этом не учитывается специфика художественного образа в поэзии и прозе, а также общая литературная атмосфера эпохи.
У поэзии и прозы Лоусона общий герой и общая основа — социально-политический опыт бурных 1890-х. Затерянные фермы, крошечные поселки, стригальни, прииски и дороги, исхоженные рабочими-сезонниками, — таков мир рассказов Лоусона, вошедших в сборники «Пока кипит котелок» (1896), «По дорогам» и «За изгородями» (1900), «Джо Вильсон и его товарищи» (1901), «Дети буша» (1902). Одним из первых он коснулся и коллизий, завязывающихся на фоне городской жизни. Лоусон, горячо откликавшийся на этические аспекты социалистического учения, главным мерилом во взаимоотношениях между людьми провозглашает товарищество. Кодекс взаимопомощи, выработанный условиями жизни первопоселенцев, органично переосмысляется в понятиях классовой и общечеловеческой солидарности («Шапка по кругу», «Похороны за счет профсоюза»). На великие возможности простого человека и всего народа указывают стоицизм и мужество героев, сама тяжесть их жизни. Хотя писатель, как многие его современники, не свободен от изоляционистских и шовинистических заблуждений, вытекавших из доктрины «белой Австралии», в конечном счете побеждает гуманист, отвергавший формулы национальной и расовой розни.
Голос рассказчика у Лоусона своеобразен, в нем слышится народно-речевая стихия, которая соединяется с приемами литературного повествования, а мягкий юмор перерастает в скептичную иронию. Емкость рассказа Лоусона, богатство его содержания, лишь оттеняемое ярким местным колоритом, составляют главную привлекательность этих новелл. А лаконизм, скупые, графически четкие описания и психологический подтекст диалогов придают рассказам Лоусона черты прозы XX века.
Австралия, 1949, Генри Лоусон
Австралия, 1991, Деревенская улица