Справочник «Сюжеты»
Харстон (Hurston) Зора Нил
(1891—1960)
Американская писательница. Известная как один из светочей Гарлемского возрождения, Зора Нил Херстон родилась в маленьком городке Итонвиль, штат Флорида. В 1925 она впервые приехала в Нью-Йорк вместе с труппой гастролирующих актеров с полутора долларами в кармане, мешком рукописей и перлами южного остроумия на кончике языка. Удивительно одаренный рассказчик, зачаровывавший своих слушателей, Херстон поступила в Барнардский колледж, где она училась вместе с антропологом Францем Боазом и постигла проблему этнической принадлежности с научной точки зрения. Боаз уговорил Херстон заняться сбором фольклора среди жителей ее родной Флориды, что она и сделала. Знаменитый фольклорист Алан Ломаке назвал ее произведение «Мулы и мужчины» (1935) «самой увлекательной, искренней и умело написанной книгой в области фольклора».
Херстон также провела некоторое время на Гаити, изучая местный шаманизм и собирая карибский фольклор, который затем издала в антологии «Скажи это моей лошади» (1938). Ее естественный разговорный английский делает ее продолжательницей великой традиции Марка Твена. Проза Херстон сверкает ярким языком и комичными или трагичными историями устной афро-американской традиции.
Из под пера Херстон вышло несколько удивительных романов. В ее главном произведении под названием «Они видели бога» (1937) дается трогательно свежее описание того, как красивая женщина-мулатка обретает зрелость и счастье в трех замужествах. Роман насыщен незабываемыми картинами жизни афро-американцев, обрабатывающих землю на сельском Юге. Однако, она получила большой нагоняй от собратьев по перу за то, что не обращалась к белой культуре с гневными отповедями, не обличала социальное зло, а неторопливо копалась в своих женских негритянских проблемах в поисках идентитета, изображая негритянскую жизнь с расслабленной южной ленцой, добродушием и весельем, да-да, весельем, а не горечью, за что и разгромили ее гарлемские мужчины. Самый влиятельный писатель Гарлемского Возрождения Ричард Райт заявил, что в ее романе «нет ни темы, ни мысли, ни морали, а написан он для смеха белой публики. Пора уж Зоре бросить писать псевдо-примитивы и заняться серьезным делом». Тема же и мысль романа, а особенно его мораль, заключались в Джени Крофорд, три раза менявшей мужей, чтобы найти себя, бросившей первого мужа, у которого она была рабочей скотиной, второго, у которого она была красивой вещью, и застрелившей горячо любимого третьего, чтобы спасти свою жизнь, когда он заболел бешенством, заразившись от больной собаки, и в безумии стал ее убивать. И вот она сидит на веранде, не сломленная, не жалкая, но преисполненная внутренним опытом, и рассказывает приятельнице о своей жизни, заканчивая рассказ словами: «Есть две вещи, которые каждый должен делать сам: идти к Богу и учиться жить, не цепляясь за других». Пожалуй, впервые героиня американской литературы сама определила себя через мужчину, а не была определена им. Впервые на страницах романа появилась женщина, с которой радостно было (по признанию американских читательниц) себя идентифицировать. Вскоре после выхода в свет книги и после жестокой критики роман и его автор были забыты. Херстон была предвестницей женского движения, чьи книги, включая ее автобиографию «Пыльные следы на дороге» (1942), вдохновили и оказали влияние на таких современных авторов, как Элис Уокер и Тони Моррисон.
Зора умерла на родном юге в доме призрения неимущих, но спустя 30 лет блистательно воскресла, чтобы стать во главе целой плеяды талантливых писательниц. Элис Уокер нашла ее безымянную могилу во Флориде и положила на ней надгробный камень с надписью «Зора Нил Херстон. Гений юга. Писатель, фольклорист, антрополог».
США, 2003, Зора Нил Харстон
Уганда, 1998, Зора Нил Харстон