Справочник «Сюжеты»
Балаж, Балаш (Balazs) Бела
(псевдоним, настоящее имя Герберт Бауэр, Herbert Bauer)
(1884—1949)
Венгерский писатель, поэт, драматург, сценарист, теоретик кино.
В возрасте шести лет переехал с семьёй в Левочу в восточной Словакии, но после смерти отца, гимназийного учителя Симона Бауэра, с матерью вернулся в Сегед. В 1902 поступил в Будапештский научный университет имени Петера Пазманя. В общежитии Коллегиума Лоранда Ётвёша жил в одной комнате с будущим композитором Золтаном Кодаи. Окончив университет в 1906, отправился продолжать учёбу за границей. Так, в Берлинском университете он посещал лекции Георга Зиммеля и других всемирно известных учёных. В Берлине одновременно работает над своей первой книгой — «Эстетикой смерти».
Первая публикация его стихов состоялась в 1908 в антологии «Завтра». В то время Балаж предстал последовательным поэтом-символистом, печатался в основанном Эндре Ади журнале «Запад». В 1909 на сцене было поставлено его первое драматическое произведение — «Доктор Маргит Сенпал». 1910 написал одноактную драму-мистерию в стихах «Замок герцога Синяя Борода». По замыслу автора, пьеса была не только самостоятельным произведением, но и готовым оперным либретто для Золтана Кодаи. Однако присутствовавший при чтении пьесы Бела Барток был настолько захвачен этим замыслом, что Балаш отдал этот текст ему. Так появилась единственная опера Бартока.
В 1911—1912 путешествовал по Европе, жил в Италии, Париже и Берлине; в это же время появились первые сборники его стихов. В 1914 добровольцем пошел на фронт; его военные дневники, рисующие мрачные картины ужасающих армейских будней, увидели свет в 1916. Балаш, близко знакомый с большинством деятелей Венгерской коммунистической партии, приветствовал установление в Венгрии советской власти, вошёл в состав Директории революционных писателей и работал в Наркомате просвещения Венгерской советской республики. После разгрома режима эмигрировал из страны, выехав, подобно многим другим венгерским социалистам, в Вену, где сотрудничал в целом ряде немецко- и венгерскоязычных изданий, издавал поэзию, а также труды по кинокритике (включая «Видимого человека»).
С 1926 жил и работал в Берлине, где сотрудничал с Георгом Вильгельмом Пабстом и Эрвином Пискатором. Находясь в Германии, вступает в местную Компартию. В конце 1930 по приглашению советских писателей уехал из Берлина в Москву. В 1931—1945 Балаш жил в СССР, где он мог свободно писать и ставить постановки о периоде Венгерской советской республики. С 1932 осел в Москве, преподавал в киношколе. С 1938 являлся ведущим сотрудником газеты «Новый голос», издававшейся в Москве на венгерском языке.
В эти годы формировались его реалистические позиции, которые отразились в таких произведениях, как роман «Невозможные люди» (1930), автобиографический роман «Юность мечтателя» (1948), пьеса «Моцарт» (1941), сборники стихов «Лети, моё слово» (1944), «Мой путь» (1945).
Балаш уделял немало внимания киноискусству. Ему принадлежат книги о кино «Видимый человек» (1924), «Дух фильма» (1930), «Искусство кино» (1945). Балаж — автор нескольких киносценариев.
Венгрия, 1953, Бела Барток, «Деревянный принц»
Венгрия, 1967, Сцена из оперы «Замок герцога Синяя Борода»
Венгрия, 1984, Бела Балаж
Венгрия, 1984.12.03, Будапешт. Бела Балаж