Справочник «Сюжеты»
Полоцкий Симеон
(в миру — Самуил Емельянович (по новым данным — Гаврилович) Петровский-Ситнианович)
(1629—1680)
Белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель, деятель русского просвещения. Родом из Белоруссии, вероятно из Полоцка. Учился в Киево-Могилянской коллегии, принял монашеский постриг с именем Симеона. Преподавал в братской школе в Полоцке, где познакомился с Алексеем Михайловичем при посещении царем этого города в 1656. По прибытии в Москву (1666) жил в Заиконоспасском монастыре, обучая там государевых подьячих. Выдвинулся не столько за счет глубокого благочестия или исключительной учености, но благодаря умению выражать религиозные проблемы времени с «публицистической» остротой и риторикой.
Выступив по поручению Собора 1666 против «раскольников», попов Никиты Пустосвята и Лазаря, в следующем году издал свои обличения в виде книги «Жезл правления». Воинствующая ортодоксия сочетается здесь, что характерно для Полоцкого в целом, с элементами католицизма, прежде всего в учении о евхаристии (впоследствие ученик Симеона Сильвестр Медведев был осужден как еретик).
С 1667 учитель царевича Алексея, а после его смерти — царевича Федора и царевны Софьи. В 1678 организовал в Кремле типографию. По своему мировоззрению и деятельности Симеон Полоцкий — просветитель. В 1648 начал писать стихи на польском и белорусско-украинском языках. В русскую литературу вошёл как талантливый поэт, драматург и проповедник: сборники стихов «Вертоград многоцветный» (1678, не опубликован) и «Рифмологион» (1678—1680, также рукописный), стихотворный перевод Псалтыри — «Псалтырь рифмотворная» (1680), стихотворные пьесы — «Комедия притчи о блудном сыне» и трагедия «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных», восхваляющая царя Алексея Михайловича и обличающая правителя-тирана (библейского царя Навуходоносора). Внес большой вклад в церковную проповедь; эти тексты, изданные посмертно (1681–1683) в виде двух сборников под названиями «Обед душевный» и «Вечеря душевная», сочетают рассудочно-дидактическую структуру с яркими сатирическими мотивами народной жизни. Пользовался силлабическим стихом; явился основоположником в русской литературе поэтического и драматического жанров. Школьная схоластика большинства трудов Полоцкого совмещается с небывалой в Московской Руси XVII века эрудицией в области латинской письменности. Историческое значение Полоцкого — во внедрении в культуру Московской Руси западных веяний. Около Полоцкого создался кружок подражателей его мнениям и литературным приемам (Сильвестр, Медведев); напротив, оппозицию Полоцкому составляли как при жизни, так и посмертно представители греческой «антилатинской» учености (Епифаний Славинецкий, Евфимий). Симеон явился к тому же одним из главных авторов проекта академии (для преподавания «наук гражданских и духовных»), разработанного при царе Федоре Алексеевиче. Скончался в Москве 25 августа (4 сентября) 1680, погребен в Заиконоспасском монастыре, на месте построенной здесь позже Славяно-греко-латинской академии.
Белорусcия, 1995, Симеон Полоцкий