Справочник «Сюжеты»
Карпентьер (Carpentier) Алехо
(1904—1980)
Кубинский писатель. Начав в 1920-е литературную деятельность, принадлежал к «группе меньшинства», редактировал прогрессивный журнал «Revista de avance». В 1928—1939 жил в эмиграции в Париже, в 1945—1959 в Венесуэле. После победы революции 1959 активно участвует в общественной и культурной жизни Кубы. Его раннее творчество связано с так называемым афрокубизмом - литературным движением, последователи которого обратили внимание на двойные (европейские и африканские) истоки кубинской культуры. В русле афрокубизма возник первый роман Карпентьера «Экуэ Ямба-о» (1933), в котором писатель в натуралистической манере изобразил религиозные обряды негров. Карпентьер в своём творчестве начиная с 1940-х сопоставляет Латинскую Америку и Западную Европу, отмечает общие особенности исторического и культурного развития. Историческая повесть Карпентьер — «Царство земное» (1949) — о революции на Гаити в конце XVIII—начале XIX века и мифологической стихии, присущей сознанию негров. В романе Карпентьера «Потерянные следы» (1953) Карпентьер доказывает одновременное существование в Латинской Америке разных исторических эпох. В многоплановом историческом романе «Век Просвещения» (1962) Карпентьер ставит проблему специфики истории развития Латинской Америки. В 1966 Карпентьер отправляется во Францию в качестве посла и культурного атташе.
Среди произведений, созданных им в последний период жизни, – роман «Пересмотр метода» (1974). Автор создавал свою книгу, полемизируя с работой французского философа Рене Декарта «Рассуждение о методе». Содержание каждой из двадцати двух глав опровергает предпосланные каждой из них эпиграфы, заимствованные у Декарта, ибо истины, подходящие для иной действительности и другого времени, не подходят для Латинской Америки ХХ столетия. Роман, действие которого разворачивается с 1913 по 1927, рассказывает о Главе Нации, диктаторе. Образ его нарисован сатирически, но отнюдь не гротескно.
В 1975 увидела свет повесть «Концерт барокко», фантазия, в центре которой – путешествие некоего богатого испанца Монтесумы и сопровождающего его негра Филомено по городам и континентам. Путешествие это заканчивается в Венеции, где бушует карнавал. В карнавальной толчее приезжие встречают знаменитых музыкантов Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти, Георга Фридриха Генделя, и в зале женского монастыря проходит превосходный импровизированный концерт, где по правилам джазового джем-сейшена на ударных инструментах неожиданно солирует негр Филомено. По подсказке мексиканца Вивальди пишет оперу «Монтесума», сюжет которой чудовищно искажает реальные исторические события, но ведь опера и должна жить бесконечными допущениями и условностями. А в концовке Филомено слушает трубу Луи Армстронга. Фантастический сюжет повести на самом деле воплощает один из важнейших эстетических постулатов: барокко, столь важное для истории культуры в целом и для Карпентьера в частности, не есть локализованный во времени и пространстве стиль, это – культурная константа, возможная для любого времени и пространства.
Роман 1978 «Весна Священная», отразивший события от 1915 до 1961, когда противники Кастро пытались высадить на Кубе десант, чтобы захватить власть, построен с использованием сюжета и партитуры балета И.Ф.Стравинского. Карпентьер, который в 1950-х встречался с композитором в Бразилии, получил разрешение на столь необычное использование музыкального произведения. Карпентьер говорил: «Все мои предшествующие книги я назвал бы этапами того пути, который привел меня к Весне». Судьбы кубинца-архитектора Энрике и русской балерины Веры являются частицами огромного калейдоскопа исторических фактов, воспоминаний, цитат, созданного романистом. Последнее сочинение Карпентьера повесть «Арфа и тень» (1979) рассказывает о неудавшейся канонизации Христофора Колумба, оказавшегося не той фигурой, что достойна воплощать святость. Он был человеком, пусть наделенной массой слабостей, но творящим Историю.
Произведения Карпентьера составляют единое целое, некую картину, где герои пытаются осознать себя и свое происхождение, а в качестве исторических представлены события, изменившие мир, что, в свою очередь, повлияло на историю Америки. Алехо Карпентьер, чья жизнь своеобразно соединила самые разные культурные влияния, один из самых образованных писателей ХХ века, умер 24 апреля 1980 в Париже. Вклад его в кубинскую и мировую культуру высоко оценен.
Куба, 1989, Алехо Карпентьер
Куба, 2004, Алехо Карпентьер
Куба, 2004.12.26, Гавана. Алехо Карпентьер