Справочник «Сюжеты»
Якопоне да Тоди (Jacopone da Todi; точнее — Якопо Бенедетти, Benedetti)
(около 1230—1306)
Выдающийся итальянский поэт. Происходя из фамилии Бенедетти из Тоди (в Умбрии), он получил образование в болонском университете, где изучал право; затем занимался адвокатурой и, пользуясь хорошим достатком, жил легкомысленно и весело, пока неожиданная катастрофа не изменила сразу весь строй его жизни. В 1268 во время одного праздника в Тоди рухнули мостки, где стояло множество народу, но погибла лишь одна жена Якопоне, страстно любимая им. Когда осматривали ее труп, под богатой одеждой нашли власяницу. Это произвело на Якопоне столь сильное впечатление, что он решил всю остальную жизнь посвятить покаянию. Он продал свое имущество, роздал деньги бедным и предался суровым, аскетическим упражнениям, доходя при этом до эксцентричных выходок, всячески добиваясь унижения и насмешек, чтобы, терпеливо вынося презрение людей, сделаться более угодным богу. Так, однажды он появился на празднике на четвереньках, с седлом на спине и уздой в зубах; в другой раз он пришел на свадьбу в дом своего брата, обмазавшись маслом и вывалявшись в пуху. В 1278 он вступил в орден миноритов. В ордене францисканцев в это время происходила борьба двух партий — конвентуалистов, стоявших за смягчение строгих правил ордена, и спиритуалистов, требовавших точного их соблюдения; Якопоне примкнул к последним. При папе Целестине V, сочувствовавшем спиритуалистам, они взяли верх, но Бонифаций VIII, из политических соображений, отнял у спиритуалистов их привилегии и подчинил их аббатам из конвентуалистов. Когда 10 мая 1297 кардиналы Якопо и Пьетро Колонна, соединившись со своими приверженцами в Лунгецце, заявили протест против избрания Бонифация и вызвали его на суд вселенского собора, Якопоне был в числе подписавших протест. Папа осадил мятежных кардиналов в Палестрине, куда удалился и Якопоне, написавший против папы инвективу. К этому же времени относится его песня: «Piange la ecclesia» — плач церкви по поводу ее несчастного состояния. После взятия Палестрины, в 1298, Бонифаций жестоко отомстил Якопоне: он был закован в цепи и брошен в зловонную подземную тюрьму. Якопоне радовался своим несчастьям и благодарил бога за то, что он, наконец, послал ему заслуженное наказание. Его сломило лишь отлучение от церкви. Он молил папу подвергнуть его каким угодно мукам, лишь бы только он освободил его от отлучения. Папа остался неумолим и даже во время юбилея в 1300, когда тысячи грешников получили прощение в Риме, Якопоне томился в своем подземелье. Лишь в 1303 Бенедикт XI снял с него отлучение и освободил из темницы. Якопоне умер в 1306 в Колаццоне, во францисканском монастыре. Народ причислил его к лику святых, но неизвестно, был ли он когда-нибудь официально канонизирован. Ему приписывается несколько латинских гимнов: «Stabat mater dolorosa», глубоко прочувствованное изображение мук богородицы у креста Христа, получившее широкую популярность, благодаря музыке таких композиторов как Асторга, Перголезе и Россини; «Stabat mater speciosa», изображающий чувства мадонны у колыбели младенца Христа. Большая часть стихотворений Якопоне написана на народном языке (на умбрийском наречии) и народным размером, каким писались так называемые ballate, предназначавшиеся для исполнения с пением и пляской. В большинстве случаев это так называемые laude — стихотворения, певшиеся кающимися во время торжественных процессий и восхвалявшие бога, мадонну и святых; в этих laude часто встречается диалог, вследствие чего многие итальянские исследователи видят в них зачатки драматических произведений. Стихотворения Якопоне делят на три группы: богословские поэмы, сатиры или инвективы и небольшие гимны, посвященные прославлению святых, преимущественно мадонны. В богословских поэмах Якопоне воспевает христианские добродетели в духе св. Франциска, ставя, подобно ему, выше всего любовь к богу и полнейшее самоотречение. Он является здесь крайним мистиком, стремясь возвысить душу до божества путем полного уничтожения личности. По его воззрению, когда человек проникнут любовью к богу, для него уже не существует вопрос о спасении или гибели и безразлично, будет ли душа в аду или в раю. Мало того: ради любви к богу, он готов перенести величайшие муки, он молит о них бога, чтобы удовлетворить этим божественную справедливость; он хочет принять на себя наказание за грехи всего мира, и даже за дьявола; он молит послать ему и на земле всевозможные страдания и болезни и перечисляет их с каким-то жестоким сладострастием. Совершенно в духе мистики и его изображения связи души с неземным миром в чувственных образах. Описывая свою мистическую любовь к Христу, он пользуется словами, употребляемыми для выражения самой пылкой земной страсти. Он призывает всех любящих бога к пляске в честь него, призывает их обнять его в пламенной страсти, в опьянении любви. Такой способ выражения без сомнения более свойствен какой-нибудь любовной канцоне, чем духовной песне. Якопоне писал для народа, презирал всякую искусственность и условность выражения. Его вдохновение почерпалось в народной наивной вере, также как форма его стиха заимствована им из народной песни. Он живет в постоянном непосредственном общении с предметами своей веры, говорит с богом, Марией и святыми как с родными, близкими ему существами, описывает их живыми красками, с нежной, детски наивной любовью. Но от идиллической картины счастья Марии у колыбели младенца он переходит к грандиозным описаниям конца мира и страшного суда; тут некоторые его выражения возвышаются почти до библейского пафоса. Замечательны и сатирические стихотворения Якопоне, в которых он нападает на Бонифация или на развращенное духовенство, являясь в этих случаях выразителем общественного настроения. Якопоне писал также стихотворения дидактического характера, собрания изречений и поговорок, связанных между собой совершенно случайно; большей частью каждая мысль здесь подкрепляется каким-нибудь примером или уподоблением. Сочинения Якопоне, отличаясь искренностью и глубиной чувства, редко закончены по форме; рядом с высоко поэтическими образами встречаются грубые и тривиальные. Он не чуждается даже безобразного и отталкивающего и с ужасающим реализмом описывает разлагающийся труп или изображает роды со всеми их антиэстетическими подробностями. Из стихотворений Якопоне, написанных в форме диалогов, выдаются беседа между живым и мертвым, спор между телом и душой, между честью и стыдом, между человеком и врагом; драматический характер носят также «Lauda dell'usurajo» — жалоба ростовщика из загробного мира и беседа небесных добродетелей по поводу греха прародителей. «Lauda sulla Passione di Cristo» представляет собой настоящую маленькую драму.
Сан-Марино, 2006, Якопоне да Тоди