Справочник «Сюжеты»
Асеев Николай Николаевич
(1889—1963)
Русский поэт. Родился в Льгове Курской губернии. Сын страхового агента (по другим сведениям, агронома). Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908—1910), был вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет). С 1908 регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы», «Проталинка», альманахе «Первоцвет» и других изданиях; некоторое время работал секретарем в журнале «Русский архив».
Начал как символист, в Москве сблизился с Брюсовым, Вяч. Ивановым, с писателем, критиком, переводчиком и художником Бобровым; в 1913 вошел в организованную им литературную группу «Лирика», став одним из учредителей одноименного издательства, из которого в 1914 выделилась группа поэтов с отчетливо футуристической ориентацией «Центрифуга» (Асеев, Бобров, Пастернак). В том же году в Харькове Асеев — один из организаторов литературной группы «Лирень», прокламировавшей национально-архаическую традицию русского футуризма «хлебниковского» толка, с ее увлечением примитивизмом и словотворчеством. Сблизился с Хлебниковым, Бурлюком и особенно с Маяковским (некоторое время поэты жили в одной квартире). После призыва (1915) на военную службу и работы на Дальнем Востоке по инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество», куда входили, в числе прочих, Бурлюк и С. Третьяков. С 1922 постоянно жил в Москве; в 1923 вступил в ЛЕФ.
Символистская изысканность и футуристическая эпатажность (первая книга «Ночная флейта», 1914), интерес к русской народной речи (сборник «Зор», 1914), переросший в культ звукописи (книга «Леторей», 1915, совместно с Петниковым; позднее оценена самим Асеевым как «беспредметное новаторство»), решающее влияние — в поэтике и антибуржуазном мировидении — Маяковского, высоко ценившего Асеева и написавшего в соавторстве с ним множество агитационных стихов, проявились в сборниках Асеева «Ой кониндан окейн (Люблю твои глаза)» (1915), «Оксана» (1916); острота социальной проблематики, восторженный оптимизм революционно-романтических надежд и трагизм их несопряжения с ожидаемым — в сборниках «Бомба» (1921, выпущенный во Владивостоке тираж почти полностью уничтожен), «Стальной соловей» (1922), «Совет ветров» (1923), «Изморозь» (1927), включающем известное стихотворение «Синие гусары», «Запеваем!» (1930), «Пламя победы» (1946), «Разнолетье» (1950) «Раздумья» (1955), «Лад» (1961, Ленинская премия, 1962), «Самые мои стихи» (1962) — в совокупности создавших впечатляюще яркий, стилистически многообразный мир лирики Асеева, органично сочетающей гражданственный пафос и интимную камерность, новаторскую дерзость и верность традициям, «индустриализованные» неологизмы и просторечие, — и, в основном векторе своего развития, идущей от усложненной образности к прозрачной ясности стиха (что отразилось также в поэмах Асеева «Буденный», 1923; «Лирическое отступление», «Электриада», «Двадцать шесть», посвященная расстрелянным бакинским комиссарам, все 1924; «Свердловская буря», 1925; «Семен Проскаков», 1928; «Маяковский начинается», 1936—1939, Государственная премия СССР, 1941; дополнительные главы — 1950).
Заинтересованно страстный разговор о судьбе поэта в революции продолжен Асеевым в статьях о литературе (книги «Дневник поэта», «Работа над стихом», обе 1929; «Проза поэта», 1930; «Зачем и кому нужна поэзия», 1961), в мемуарах и путевых записках («Разгримированная красавица», 1928). Асеев — автор также стихов для детей, переводов, статей по вопросам истории русского стиха.
Умер Асеев в Москве 16 июля 1963.
Россия, 1999, Персонажи фильма
СССР, 1989, Николай Асеев