Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Гоголь Николай Васильевич
(1809—1852)

Гоголь Николай Васильевич (1809—1852)

Русский писатель. Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского (от второй части фамилии впоследствии отказался из-за ее, как он считал, польского происхождения). Детские годы провел в родительском имении Васильевке в атмосфере малороссийских народных поверий, фольклорных традиций и исторических сказаний. Неподалеку располагалась Диканька, бывшая вотчина Кочубея, к которой Гоголь приурочил действие своих ранних повестей.

Склонность к писательству определилась у Гоголя очень рано. В детстве он сочинял стихи, получившие одобрение Капниста, имение которого находилось по соседству. Капнист объявил родителям Гоголя: «Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя-христианина».

С 1818 по 1821 начальное образование получает в Полтавском уездном училище и на дому у одного из преподавателей. С 1821 по 1828 проходит полный курс Гимназии высших наук в Нежине. Здесь художественная одаренность Гоголя ищет разнообразных форм проявления: он занимается живописью, играет в спектаклях, пишет литературные произведения, причем по преимуществу в самых серьезных. Одновременно проявляется и потребность юного писателя сатирически оттолкнуться от высокого: он создает сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», осмеивающую выспренний слог сочинений гоголевского однокашника Н. Кукольника.

В 1828 по окончании гимназии отправляется в Петербург. Столица его глубоко разочаровывает. Он остро ощущает механистичность, обезличенность этого города, его отчужденность от человека – все то, что позднее в повестях сплетется фантасмагорической тканью петербургских образов. Вместо благородных порывов служить «не за страх, а за совесть» Гоголь встретил «людишек», проникнутых духом чинопочитания и своекорыстия. Он вливается в толпу вчерашних провинциалов, скитающихся по углам, хлопочущих о месте и испытывающих постоянные денежные затруднения.

Делает пробы пера и весной 1829 под псевдонимом В. Алов публикует первое крупное произведение – «идиллию в картинах» «Ганс Кюхельгартен» (с пометой «писано в 1827»). Эта поэма носила еще откровенно ученический характер, была построена на общих местах романтической эстетики,. Критика встретила появление поэмы едкими насмешками. Гоголь пережил фиаско очень болезненно. Отправив слугу скупить все поступившие в продажу экземпляры, он почти полностью сжег нераспроданный тираж и спешно бежал за границу, в Германию, откуда, однако, через два месяца неожиданно вернулся в Петербург.

На протяжении всего 1829 его преследуют неудачи: провал литературного дебюта усугубился тщетностью попыток поступить на сцену драматическим актером. В конце года ему все же удается устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел в качестве писца, а затем и помощника столоначальника..

В то же время в Департаменте Гоголь служит под началом известного поэта Панаева, который вводит его в столичный литературный круг и помогает начать более или менее регулярно печататься: в 1830 в «Отечественных Записках» был опубликован с редакторской правкой рассказ «Вечер накануне Ивана Купала»; чуть ранее, в 1829, начаты или написаны рассказы «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь, или Утопленница». Узнав ближе Гоголя, Плетнев ждал случая «подвести его под благословение Пушкина»; это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нем неподдельный талант, имело большое влияние на всю его судьбу. Перед ним раскрывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, – но на поприще не служебном, а литературном.

Еще с первых месяцев 1828 Гоголь осаждает мать просьбами прислать ему сведения о малорусских обычаях, преданиях, костюмах. Все это составило материал для рассказов из малороссийского быта, которые стали началом его литературной славы и были опубликованы в 1831–1832 двумя частями в Петербурге под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасечником Рудым Паньком». Книга вызвала почти всеобщее восхищение. Критика едва ли не единодушно приветствовала «Вечера», отметив их неподдельную веселость и искренность. «Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего», – заметил Пушкин.

Литературная репутация Гоголя устанавливается окончательно, многие угадывают в его таланте силу, которой предстоит совершить переворот в отечественной литературе. Гоголь усиленно работает над своими произведениями. Выход в свет в 1835 сборников «Арабески» и «Миргород» ознаменовал отход Гоголя от романтизма в сторону эстетики нового типа, названной несколько позже «реализмом».

Осенью 1835 Гоголь принимается за написание «Ревизора», сюжет которого был ему подсказан Пушкиным. Работа над «Ревизором» продвигалась столь быстро и успешно, что уже в январе 1836 Гоголь читает пьесу на дому у Жуковского, а в феврале – марте уже занят ее постановкой на сцене Александринского театра.

Тяжело переживая непонимание своей комедии, Гоголь в июне 1836 уезжает в Германию и в общей сложности провел за границей 12 лет, лишь периодически наведываясь в Россию. Отныне для глубинного постижения происходящего на Родине и пестования в себе тех черт, которые необходимы для выполнения высокой патриотической миссии, Гоголь будет испытывать потребность именно стороннего взгляда «из Европы».

В Европе он продолжает начатую еще в 1835 работу над прозаической поэмой «Мертвые души». Ее сюжет был также подсказан Пушкиным. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину и вызвали у него горячее одобрение и одновременно гнетущее чувство, выразившееся в словах: «Боже, как грустна наша Россия».

Продолжая работу над «Мертвыми душами», Гоголь путешествует по Германии, Швейцарии, зиму проводит с А.Данилевским в Париже, где получает известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее. В марте 1837 приезжает в Рим, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него «второй родиной». В Риме он усиленно работал над поэмой, закончил повесть «Шинель».

Летом 1840 Гоголя настигает приступ тяжелой нервной болезни. Его религиозность эволюционирует. Это умонастроение Гоголя вступило в сложное взаимодействие со смыслом уже написанной книги и повлияло на содержание и поэтику некоторых лирических отступлений – прежде всего тех, где речь идет о «птице-тройке», о грядущем и неясном откровении, которым России суждено одарить мир.

В 1842–1845 Гоголь напряженно работает над 2-м томом поэмы. В 1845 у Гоголя, силы которого были подорваны, появляются признаки нового душевного кризиса. Он разъезжает по Франции и Германии в поисках врачей, способных вывести его из тяжелого состояния. В конце июня – начале июля 1845 в состоянии резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись 2-го тома, объясняя этот шаг тем, что в книге не достаточно ясно были показаны «пути и дороги» к идеалу.

После 1845 Гоголь продолжает напряженно работать над 2-м томом и одновременно испытывает желание объяснить обществу, почему книга до сих пор не написана. Кроме того, он чувствует потребность публично изложить свои основные учительные идеи, наставить современников на путь «истинного совершенствования». Все это заставляет его опубликовать часть своих писем близким людям в виде книги «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847). Книга отразила мучительные сомнения автора в действенной функции художественной литературы и поставила его на грань отречения от своих прежних созданий, ибо они, в его глазах, не отвечали задачам прямой моральной дидактики.

Выход в свет этой книги навлек на автора настоящую критическую бурю со стороны «демократических» литературных кругов, которые восприняли ее как проявление «поповского» ренегатства со стороны вчерашнего нелицеприятного «изобразителя натуры». Эскапады подобного рода наиболее явственно прозвучали в знаменитом публичном письме Гоголю Белинского от 15 июля 1847 из Зальцбрунна. С другой стороны, в умеренно настроенных общественных и церковных кругах книга также вызвала явное отторжение.

Паломническая поездка 1848 в Иерусалим ко Гробу Господню заставляет писателя пристальнее присмотреться к тому духовному пути, который ему еще предстоит пройти. Гоголь молится о том, «чтобы собрать все силы наши на произведенье творений, нами лелеемых», то есть на завершение «Мертвых душ».

1 января 1852 Гоголь сообщает одному из своих знакомых, что 2-й том «совершенно закончен». Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса преследующей Гоголя болезни, которая так и не была врачами диагностирована. Писателя терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемые вновь усиливающимися сомнениями в благотворности собственного литературного поприща. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись второго тома (сохранились лишь пять глав разных черновых редакций). Последние дни жизни Гоголь проводит в чрезвычайно строгом посте и молитве. 21 февраля утром 1852 умирает в своей последней московской квартире в доме Талызина.

Смерть Гоголя вызвала в русском обществе глубокое потрясение. От университетского домового храма св. мученицы Татианы, где отпевали писателя, до места погребения гроб несли профессора и студенты университета. На надгробном памятнике Гоголю была высечена цитата из библейской книги пророка Иеремии, 20, 8: «Горьким словом моим посмеюся». Похоронен Гоголь был в Даниловом монастыре, в 1931 его останки перенесены на Новодевичье кладбище.

При всем своем комизме художественный мир Гоголя энциклопедичен, универсален и глубоко философичен. Его творчество – едва ли не единственный пример высокого религиозного комизма в новой русской литературе.


Болгария, 1947, Гено Киров в роли Осипа

Болгария, 1947, Иван Попов в роли городничего

Болгария, 1947, Христо Ганчев в роли Подколесина

Болгария, 1947, Васил Кирков в роли Хлестакова

Болгария, 2009, Николай Гоголь

Гвинея, 2009, Николай Гоголь

Гвинея, 2009, Николай Гоголь

Гвинея-Бисау, 2012, Композиторы и их оперы

ГДР, 1952, Николай Гоголь

Молдавия, 2009, Николай Гоголь

Польша, 1952, Николай Гоголь

Россия, 2009, Иллюстрации к произведениям Гоголя

Россия, 2009, Николай Гоголь

Румыния, 1952, Николай Гоголь, Тарас Бульба

Румыния, 1952, Николай Гоголь

Сербия, 2007, Миодраг Петрович Скаля в роли Хлестакова

Сербия, 2009, Стефан Шалаич в роли Хлестакова

СССР, 1944, Запорожцы

СССР, 1944, Запорожцы

СССР, 1944, Запорожцы

СССР, 1952, Николай Гоголь, Тарас Бульба

СССР, 1952, Гоголь и Белинский

СССР, 1952, Гоголь слушает кобзаря

СССР, 1956, Запорожцы

СССР, 1959, Николай Гоголь, «Ревизор»

СССР, 1969, Запорожцы

Украина, 2008, Николай Гоголь

Украина, 2008, Тарас Бульба

Украина, 2009, Гоголь, «Ночь перед Рождеством»

Румыния, 1952.03.04, Бухарест. Николай Гоголь

СССР, Великие Сорочинцы. Сорочинская ярмарка

СССР, Гоголево Полтавской области

СССР, Гоголево Полтавской области

СССР, 1959.04.01, Сорочинцы. Портрет Гоголя

СССР, 1984.04.01, Гоголево. Николай Гоголь

СССР, 1989.04.01, Шишаки. Николай Гоголь

Украина, Гоголево. Музей Гоголя

Украина, 1995.08.17—27, Великие Сорочинцы. Чайник

Украина, 1998.08.27—30, Великие Сорочинцы. Товары

Украина, 1999.08.19—22, Великие Сорочинцы. Каравай

Украина, 2000.08.17—20, Великие Сорочинцы. Сорока

Украина, 2001.08.15—19, Великие Сорочинцы. Петух на тыкве

Украина, 2002.08.21—25, Великие Сорочинцы. Торговцы

Украина, 2003.08.20—24, Великие Сорочинцы. Висящие сапоги

Украина, 2004.08.18—22, Великие Сорочинцы. Петух

Украина, 2005.08.17—21, Великие Сорочинцы. Крестьянка на телеге

Украина, 2007.08.15—19, Великие Сорочинцы. Волы

Украина, 2008.03.21, Киев. Николай Гоголь

Россия, 2009, Памятник Гоголю в Москве

Россия, 2009, Немая сцена «Ревизора»

СССР, 1954, Памятник Гоголю в Москве

СССР, 1954, Памятник Гоголю в Москве

СССР, 1955, Памятник Гоголю в Москве

СССР, 1959, Николай Гоголь

СССР, 1969, Памятник Гоголю в Полтаве

СССР, 1973, Памятник Гоголю в Москве

СССР, 1977, Великие Сорочинцы, музей Гоголя

СССР, 1978, Памятник Гоголю в Харькове

СССР, 1983, Николай Гоголь

СССР, 1984, Великие Сорочинцы, музей Гоголя

СССР, 1989, Николай Гоголь

Украина, 2003, Сорочинская ярмарка

Украина, 2004, Сорочинская ярмарка

Украина, 2004, Сорочинская ярмарка

Украина, 2005, Гоголь, Университет в Нежине

Украина, 2007, Сорочинская ярмарка

Белорусcия, 2003, Ильинский в роли Хлестакова

Россия, 2001, 100 лет со дня рождения Ильинского

Россия, 2002, 100 лет со дня рождения актера Грибова

Россия, 2002, 100 лет со дня рождения актера Яншина

Россия, 2004, Белокуров в роли Чичикова

Россия, 2006, Юрий Толубеев в ролях Санчо и городничего

Россия, 2009, Николай Гоголь

СССР, 1929, Запорожцы

СССР, 1930, Запорожцы

СССР, 1971.09.23, Фрагмент памятника «Тысячелетие России»

СССР, 1974.02.01, Памятник Гоголю в Полтаве

СССР, 1977.11.22, Памятник Гоголю в Харькове

СССР, 1983.02.01, Музей и памятник Гоголю

СССР, 1985.07.30, Памятник Гоголю в Харькове

СССР, 1989.07.17, Памятник Гоголю в Могилеве-Подольском

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня