Справочник «Сюжеты»
Капнист Василий Васильевич
(1758—1823)
Русский поэт, драматург. Родился 12 февраля 1758 в селе Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье. Отец, Василий Петрович Капнист — полковник Миргородского полка, командир слободских полков, погиб в сражении при Гросс-Егерсдорфе за полгода до рождения сына Василия, который был шестым в семье. Согласно семейному преданию, матерью Капниста была турчанка Сальма, которая покончила с собой после смерти мужа.
До 13 лет жил в Обуховке, где часто бывали поэты и переводчики, члены Нежинского греческого братства, изучал французский и немецкий языки. В январе 1771 Василия Капниста как сына заслуженного военачальника отправили в Петербург, где он был зачислен с чином капрала в полковую школу Измайловского полка, вскоре его произвели в подпрапорщики, затем — в сержанты. В начале 1773 его перевели в Преображенский полк, где он познакомился с Гаврилой Державиным, который впоследствии стал его другом.
Летом 1775 оставилт военную службу и всецело отдается литературной деятельности. В 1780 переехал в родное имение Обуховку, лишь изредка наезжая в Петербург. В 1781 женился в Петербурге на Александре Асексеевне Дьяковой, родные сестры которой стали женами Львова и Державина. Высказывалось предположение, что отказ жить в столице был связан с указом Екатерины II, по которому крестьяне Мароссийских губерний объявлялись крепостными людьми тех помещиков, на чьих землях их застал закон. Возмущенный Капнист написал «Оду на рабство», а, бывая в Петербурге, демонстративно говорил по-украински.
В основном вся деятельность Капниста проходила на Украине, а в 1785 киевские дворяне избрали его своим предводителем. В том же году он стал членом Российской Академии, затем участвовал в создании «Словаря Академии Россйской».
Первый литературный опыт Капниста — патриотическая ода, написанная по-французски в 1774 по случаю победы над Турцией, сочинение, которое сам он оценивал как слабое. В середине 1770-х вошел в литературный кружок Львова и Державина, членами которого были также Хемницер, Ф. Львов и М. Муравьев.
Первое серьезное сочинение — «Сатира I», опубликованная в 1780 в журнале «Санкт-петербургский вестник». Сатира вызвала скандал в литературных кругах, поскольку ее автор не побоялся заклеймить в ней как бездарностей многих в то время известных, а в будущем прочно забытых писателей. В поддержку Капнисту выступил Хемницер, который опубликовал в том же «Санкт-петербургском вестнике» басню «Черви» и несколько эпиграмм.
Впоследствии, когда «Сатира» переиздавалась в «Собеседнике любителей русского слова», выпады Капниста были опущены, а само сочинение переименовано им в «Сатиру первую и последнюю». В 1783 написана «Ода на рабство» — своеобразный лирический монолог, в котором автор говорил не только от своего лица, но и от имени всех, кто оказался «под игом тяжкия державы» — то есть от лица закабаленных крестьян Черниговского, Киевского и Новгород-Северского наместничеств. Описав тяготы крепостного права, Капнист заканчивает оду призывом отменить указ, ибо в противном случае ему невозможно будет воспевать, не кривя душой, деяния Екатерины Великой.
Ода оказалась «неудобной для печати», но, несмотря на это, была широко известна в образованных кругах, а Екатерина Дашкова хотела издать ее в «Новых ежемесячных сочинениях». Когда же Екатерина II издала указ, согласно которому в прошениях, подаваемых на ее имя, следовало писать не «раб», а «верноподанный», Капнист отреагировал на это своеобразно. В «Оде на истребление звания раба» (1787) он выдает желаемое за действительное, рисует картины всеобщего благоденствия, как будто указ и правда отменил рабство в России.
Вскоре последовала размолвка с Державиным, причиной которой стал «Ответ Рафаила певцу Фелицы» под заглавием «Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста Василия К.» (1790). «Ответ…» пародировал оду Державина «Изображение Фелицы», написанную к годовщине коронации императрицы и отличающуюся длиннотами и патетическими восхвалениями. На пародию Державин ответил разгневанным письмом: «Ежели таковыми стихами подаришь ты потомство, то в самом деле прослывешь парнасским трубочистом, который хотел чистить стих другим, а сам нечистотою своих был замаран».
Кроме сатиры, Василий Капнист отдавал дань и лирике. Смерть друзей, сына обращает его к »утешению философией», в его стихах рождается образ печального, гонимого роком лирического героя, терпеливо сносящего удары судьбы: «На смерть Плениры» (посвященное жене Державина), «На смерть Юлии», проникновенные лирические стихотворения «В память береста», «Обуховка». «В элегических одах его слышатся душа и сердце…» — писал о поэзии Капниста Белинский.
Тонкий эстетический вкус, мастерское владение стихом обнаруживаются в меланхолических одах «Мотылек», «Чижик», в горацианских одах «Певцу Фелицы» и «Желание стихотворца» со свойственной этому жанру отрешенностью от политических и социальных треволнений.
Печатался в «Московском журнале» (1791—1792) и «Аонидах» (1796—1798) Карамзина, влияние которого сказалось на творчестве Капниста в области языка. Капнист писал слогом, освобожденным от славянизмов и тяжеловесных оборотов («Старик, ожидающий весны», «Закат солнца»).
В 1796 в Петербурге вышел в свет первый сборник стихов — «Сочинения Василия Капниста», включивший четыре раздела: «Оды торжественные», «Оды на разные случаи», «Лирические мелочи» и «Эпиграммы». Свое собрание стихотворений он предварил ироническим двустишием: «Капниста я прочел и сердцем сокрушился / Зачем читать учился». Некоторые из стихов сборника появились в печати впервые: «Ода на смерть Плениры», «Ода на уныние», «Ода на дружество», «Чижик». «Лирические мелочи» включали стихотворения, которые Капнист относил к разряду анакреонтических, следуя толкованию этого жанра, изложенному Н. Львовым к переводам Анакреона 1794.
Литературную славу Капнисту принесла написанная в 1794—1798 сатирическая комедия «Ябеда». Она была напечатана в 1798 и в том же году поставлена на сцене Петербургского Каменного (Большого) театра. Однако по приказу Павла I после четырех успешных представлений она была снята с репертуара. Печатное издание конфисковали у ее издателя, актера Крутицкого с дальнейшим запрещением постановки на сцене. В то же время исследователи полагают, что пьеса императору все же понравилась, поскольку ее автор вскоре был назначен директором всех императорских театров Петербурга. Покинул он этот пост лишь после убийства Павла I, потрясенный событием. Что касается дальнейшей судьбы комедии, то ее разрешено было ставить в 1805, и с тех пор она с успехом шла в театре вплоть до 1840-х.
В основе пьесы — реальный судебный процесс, начатый еще матерью Капниста, с другой помещицей, незаконно присвоившей себе одно из ее имений, и длившийся безрезультатно десятилетия. Механизм судопроизводства тогдашней России представляется в пьесе как бессмысленный и несправедливый. О защите и поиске правды здесь не может быть и речи, повсюду приходится сталкиваться с «гнусностью мздоимства и ябеды». Для группы чиновников подобраны красноречивые имена: Кривосудов, Хватайло, Бульбулькин, Атуев. Все эти взяточники и мошенники готовы за деньги нагло «крутить» указы в нужную им сторону, умеют такой «закон прибрать», чтобы оправдать виновного и осудить невинного. Беспощадная характеристика происходящему вкладывается в уста второстепенного персонажа — работника суда с не менее красноречивой фамилией — Добров. Особенно сильное впечатление на зрителей производили сцены попойки в доме председателя судебной палаты, во время которой ее члены решают судьбу подполковника с фамилией Прямиков. Противоположность Прямикова — жулик, взяточник, ябедник Праволов: «В поносных ябедах, злодейственных беспутствах. / В разбоях, грабежах и даже душегубствах / Довольно преуспел». Встреча двух персонажей происходит лишь в третьем действии, изображающем чиновничью попойку.
Последующие драматические опыты Капниста (одноактная комическая опера «Клорида и Милон», 1800; трагедии «Гинерва», 1809 и «Антигона», 1811) особого успеха не имели.
В 1802 Капниста избрали генеральным судьей Полтавской губернии, а летом того же года он служил директором народных училищ в этой губернии. Об авторитете, которым он пользовался, говорит то, что в 1812 его избрали заместителем губернского маршала, а в 1817 — маршалом Полтавской губернии, обязанности которого он исполнял до 1822.
Делом своей жизни Капнист считал литературные занятия. Писал он и философско-публицистические миниатюры — краткие стихотворные изречения и афоризмы, одно из которых: «Законы святы, да исполнители — лихие супостаты» — позже использовал Крылов.
В 1806 в столице был издан наиболее полный сборник поэтических произведений Капниста Лирические сочинения, состоящий из четырех разделов: «Оды духовные», «Оды торжественные», «Оды нравоучительные и элегические», «Оды горацианские и анакреонтические». В первый раздел вошли переложения псалмов, написанные в 1870-е и опубликованные впервые. Во второй и третий — уже известные стихотворения (подвергшиеся некоторым изменениям), четвертый раздел состоял из переводов Горация и Анакреона.
Капнист мечтал создать аналог шедеврам Горация в русской литературе, найти выражение для вечного в преходящем. По единодушному мнению критиков, «горацианские оды стали вершиной его лирического наследия и в наибольшей мере повлияли на творчество русских поэтов начала XIX века».
В 1810—1820-х сочинения Капниста появлялись на страницах журналов «Сын Отечества», «Чтение в Беседе любителей русского слова», «Труды Казанского общества любителей российской словесности», «Труды общества любителей российской словесности». На события Отечественной войны 1812 он откликнулся поэмой «Видение плачущего над Москвою россиянина», где обвинил в бедах страны дворянство, чиновничество и духовенство. По цензурным соображениям поэма издана не была.
В «Оде на пиитическую лесть» (1815) Капнист говорит о поэте как о духовном пастыре, смелом провозвестнике истины. От имени «царя-пророка» он возглашает: «Цари надменны, трепещите…»,перекликаясь и с декабристской лирикой, и с пушкинской одой «Вольность».
Капнист был связан одновременно и с »Беседой любителей русского слова», и с авторами противоположного направления, разделяющими воззрения на язык и литературу Карамзина и «арзамассцев». Его влияние на последующее поколение российских литераторов очевидно. Так, Пушкин неоднократно использовал стихи «горацианских» од Капниста, а Лермонтов процитировал строфу из стихотворения Обуховка в поэме «Кавказский пленник».
Последние годы жизни Капнист провел в Обуховке. Дружил с соседями по имению — опальным вельможей Трощинским, драматургом и переводчиком Муравьевым-Апостолом, знал родителей Гоголя. Частыми гостями Капнистов были будущие декабристы — сыновья Муравьева-Апостола, Пестель. Членами общества «Союза благоденствия» стали и сыновья Капниста Алексей и Семен. Незадолго до смерти он приветствовал восстание в Греции, написав «Воззвание на помощь Греции» и «К восставшему греческому народу» (1822), перекликающиеся со стихами на ту же тему Пушкина, Кюхельбекера, Рылеева, Веневитинова.
Умер от воспаления легких 28 октября 1823 в селе Кибинцы Полтавской губернии, похоронен в селе Обуховка.
Алексей Пономарев
СССР, 1958, Василий Капнист
Украина, 2008.02.12, Миргород. Василий Капнист
СССР, 1988, Василий Капнист
Украина, 2008, Василий Капнист