Справочник «Сюжеты»
Корнилов Борис Петрович
(1907—1938)
Русский поэт. Родился в с. Покровское Семеновского уезда Нижегородской губернии, родители — сельские учителя. В 1910 семья переехала в с. Дьяково, где жила до 1922, когда вновь переехала — в г. Семенов.
Юность Корнилова связана с комсомолом. Корнилов работал инспектором бюро юных пионеров, писал для театра «Синяя блуза» и для стенных газет. Решив учиться, подал в уком комсомола заявление с просьбой откомандировать его «в институт журналистики или в какую-нибудь литературную школу». Губком как «высшая инстанция» ответил согласием, и Корнилов отправился в Ленинград. В том же 1925 состоялась и первая публикация: корниловское стихотворение «На моря» под псевдонимом «Борис Вербин» было опубликовано нижегородской газетой «Молодая рать».
Надежда познакомиться в Ленинграде с Есениным и прочитать ему свои стихи не оправдалась, но вскоре поэт обрел и литературных наставников, и благодарных слушателей. В начале 1926 стал членом литературной группы «Смена», где занимались такие известные впоследствии литераторы, как Берггольц (в будущем жена Корнилова), Гитович, Лихарев, Рахманов. Руководил группой, близкой по своим установкам к РАППу, поэт Саянов.
Корниловские стихи, темпераментные, своеобразно выразительные, с броской тематикой (деревенский быт) и образностью, близкой к традиционной народной песне, были хорошо приняты. В 1928 вышел отредактированный Саяновым сборник стихов Корнилова «Молодость», рецензии на который появились в ленинградских журналах и газетах, а также в московском журнале «Октябрь». Отношение самого автора к этому сборнику видно из того, что только второй по счету сборник, появившийся в 1931, он назвал «Первая книга».
Далее сборники Корнилова появлялись достаточно регулярно, не считая отдельных изданий поэм и стихотворной книжки для детей «Как от меда у медведя зубы начали болеть» (1935), «Все мои приятели» (1931), «Книга стихов» (1933), «Стихи и поэмы» (1933), «Новое» (1935). Эти издания следует рассматривать именно как книги, характеризующие не какой-то новый этап в творчестве поэта, но его творчество в целом, и вряд ли справедливы претензии критиков, осуждавших поэта за то, что он каждый раз включал не только новые произведения, но и хорошо известные старые.
Растратив со временем лирический темперамент, Корнилов обращается к большим жанрам. Архив поэта утрачен, и в качестве первого известного произведения подобного рода надо назвать драматическую поэму «Соль» (1931), написанную по мотивам знаменитого рассказа Бабеля, вошедшего в «Конармию». Попытка эта расценивается как не слишком удачная. Другая крупная вещь, «Тезисы романа» (1932—1933), осталась незаконченной. Скучна и не слишком хорошо прописана поэма «Агент уголовного розыска» (1933). Как крупное событие в литературе была воспринята поэма «Триполье» (1933), рассказывающая о гибели отряда комсомольцев, захваченного из-за предательства атаманом Зеленым. Высокую оценку получила и поэма «Моя Африка» (1935): герой ее, петроградский художник, вдруг видит сквозь метель негра-красноармейца, а затем после долгих поисков узнает, что этот персонаж, которого он хотел включить в картину о революции, с честью пал в бою, и художник решает так же погибнуть за свободу Африки, как тот погиб за свободу России.
Поздние поэмы «Последний день Кирова» (около 1935), «Начала земли» (1935) и «Самсон» (1936) считаются неудачными. Причиной тому не слабость таланта Корнилова, а общая инерция большой формы, ее вынужденное однообразие и несамостоятельность. Удача в этом жанре даже для великих русских поэтов — редчайшее исключение из правила.
Стремительно вызревало дарование Корнилова — из стихотворца «есенинской» ориентации он стал поэтом ленинградской школы, образы великого города, его памятники, улицы и дома сделались, по существу, главными героями его стихов. Так же стремительно развивалась и трагически закончилась его недолгая жизнь. В 1936 он был исключен из Союза писателей, а в 1938 арестован. В качестве официальной даты смерти называлось 21 ноября 1938, однако ни когда погиб Корнилов, ни где он похоронен — неизвестно.
Почти два десятилетия произведения Корнилова не издавались, но звучавшая без упоминания имени автора слов песня Корнилова и Шостаковича из кинофильма «Встречный» (1932) оставалась символом эпохи, ее позывными.
СССР, 1986, Борис Корнилов