Справочник «Сюжеты»
Плещеев Алексей Николаевич
(1825—1893)
Русский писатель, переводчик. Родился в Костроме. Выходец из старинного дворянского рода, в котором было несколько литераторов. С 1839 Алексей жил с матерью в Петербурге, учился в 1840—1842 в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; уволившись «по болезни» (точнее, по «самой искренней антипатии» к военной службе), в 1843 поступил на историко-философский факультет Петербургского университета по разряду восточных языков. Здесь складывается круг знакомств Плещеева: покровительствующий начинающему поэту ректор университета Плетнев, Краевский, Достоевский, Гончаров, Григорович, Салтыков-Щедрин.
При этом студенческий кружок Бекетова, с которым сблизился Плещеев, усилив скепсис последнего ко многим явлениям общественной жизни, охладил его к учебе (оставил университет в 1845). С 1845 посещал «пятницы» Петрашевского, особенно тяготея, наряду с Достоевским, к кружку Дурова, в котором преобладали литературные интересы. С 1844 опубликовал (главным образом в журналах «Современник» и «Отечественные записки», а также в «Библиотеке для чтения» и «Литературной газете») стихи (цикл «Ночные думы», «Песня странника. Из Рюккерта», оба 1844), варьируя романтико-элегические мотивы одиночества и печали, не лишенные лермонтовского влияния («Дездемоне (Виардо Гарсии)», 1843—1844; «Старик за фортепьяно», 1944; «Страдал он в жизни много, много…», «Прости», оба 1846).
С середины 1840-х в поэзии Плещеева недовольство жизнью и жалобы на собственное бессилие оттесняются энергией социального протеста и призывами к борьбе («На зов друзей», 1845; прозванное «русской Марсельезой» «Вперед! Без страха и сомненья…» и «По чувствам братья мы с тобой», оба 1846), надолго ставшие своеобразными гимнами революционной молодежи), заряжаясь верой в грядущее царство «гуманического космополитизма». В русле подобного мировосприятия Плещеев оправдывал и «чистое искусство» как противоядие буржуазному культу чистогана. В апреле 1849 Плещеев был арестован в Москве и доставлен в Петропавловскую крепость в Петербурге; 22 декабря того же года вместе с другими петрашевцами ждал на Семеновском плацу казни, в последний момент замененной 4-летней каторгой, а затем, «во внимание к молодым летам», лишением всех прав состояния и отправкой рядовым в Уральск, в отдельный Оренбургский корпус. С 1852 в Оренбурге; за отличие в штурме кокандской крепости Ак-Мечеть (после взятия — форт Перовский) произведен в унтер-офицеры; с 1856 офицер. В эти годы сближается с другими ссыльными — Шевченко, польскими повстанцами, а также с одним из создателей литературной маски Козьмы Пруткова А. М. Жемчужниковым и поэтом-революционером М. Л. Михайловым. Стихи Плещеева периода ссылки, отходя от романтических клише, отмечены искренностью (любовная лирика, посвященная будущей жене: «Когда твой кроткий, ясный взор…», «Тобой лишь ясны дни мои…», оба 1857), иногда нотами усталости и сомнения («Раздумья», «В степи», «Молитва»). В 1857 Плещееву было возвращено звание потомственного дворянина.
В мае 1858 поэт приехал в Петербург, где познакомился с Некрасовым, Чернышевским, высоко оценившим его творчество, и Добролюбовым (ему в 1881 Плещеев посвятил стихотворение «Ты жаждал правды, жаждал света…»). В августе 1859 поселился в Москве; в 1863 привлекался к следствию по делу Чернышевского. Много печатался («Русском вестнике», «Времени» и «Современнике»). В 1860 стал пайщиком и членом редакции «Московского вестника», привлек к сотрудничеству наиболее яркие литературные фигуры. В 1860-е в его доме на литературных и музыкальных вечерах бывали Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Писемский, Рубинштейн, Чайковский, актеры Малого театра.
В условиях общественного подъема 1860-х Плещеев создал социально-критические и протестно-призывные стихи в русле некрасовской школы — трагедию «бойцов благородных» поэт видел в том, что их не смог поддержать «горем задавленный спящий народ». Сатира на деградировавших в своей пассивной «оппозиционности» «лишних людей» — в стихотворной новелле Плещеева 1860-х «Она и он», стихотворении «Дети века всё больные…» (1858), на трусость, предательство и эгоизм либералов — в стихотворениях «Мой знакомый», «Счастливец» (оба 1858), «Советы мудрецов» (1860-е). Некрасовские реминисценции очевидны и в бытовых зарисовках, и в фольклорно-стиховых имитациях Плещеева («Я у матушки выросла в холе…», 1860-е), и в стихах для детей (сборники «Подснежник», 1878; «Дедушкины песни», 1891), некоторые стали хрестоматийными («Старик», «Бабушка и внучек»). Примечательна последовательность просветительско-педагогических интересов Плещеева: в 1861 совместно с Бергом издал сборник-хрестоматию «Детская книжка», в 1873 совместно с Александровым — сборник произведений для детского чтения «На праздник»; издал семь выпусков пособия для учащихся «Географические очерки и картины». Интересна, хотя и не лишена рассудочности и вторичности, пейзажная и пейзажно-философская лирика Плещеева («Цветок», 1858; «Уж тает снег, бегут ручьи», «Облака», цикл «Летние песни», все 1860-е).
В 1870—1880-е Плещеев занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков произведений главным образом романтического плана, с наибольшей силой и свободой проявив здесь свое поэтическое мастерство (Гете, Байрон, в том числе отрывок из трагедии «Сарданапал»; Пруц, Гартман, Гейне, в том числе баллада «Вильям Ратклиф»; Теннисон, Саути, Мур, Петёфи, Гюго, Монье, Шевченко, Сырокомля, польский поэт Витвицкий, в том числе стихотворение «Травка зеленеет, солнышко блестит…» из его «Сельских песен»). Переводил также (зачастую впервые в России) художественную («Брюхо Парижа» Золя, дав в предисловии свои соображения о французском натурализме; «Красное и черное» Стендаля, братьев Гонкур, Доде, Санд, Мопассана, Брет Гарта) и научную прозу. В оригинальной лирике этих лет неутихшими политическими страстями продиктованы и скорбные, и пламенные, посвященные «провозвестникам жизни новой», строки. Мелодичность оригинальной и переводной поэзии Плещеева привлекла внимание многих композиторов (Чайковский, Мусоргский, Кюи, Гречанинов, Рахманинов), более 100 его стихотворений положены на музыку.
Как прозаик Плещеев выступал в русле натуральной школы, обращаясь главным образом к провинциальной жизни, обличая взяточников, крепостников и тлетворную власть денег, явно ориентируясь на известные литературные образцы и проявляя некоторое художественное однообразие и назидательную прямолинейность (рассказ «Енотовая шуба», 1847, посвященный Достоевскому; в 1848 опубликовал рассказы «Папироска», «Протекция», в 1849 — повести «Шалость» и «Дружеские советы»). Социально-психологическая типология героев Плещеева позднее становится особенно отчетливой (повести «Наследство», 1857, и «Призвание», 1860; тема протеста «маленького человека» в повести «Отец и дочь», 1857; насыщенные автобиографическими мотивами повести «Пашинцева» и «Две карьеры», обе 1859).
Близкий к театральной среде, старшина Артистического кружка, председатель Общества сценических деятелей, активный деятель Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, сам отличный чтец, Плещеев написал 13 оригинальных пьес, в основном лирико-сатирических комедий из провинциально-помещичьей жизни, небольших по объему, занимательных по сюжету, шедших в ведущих театрах страны («Услуга», «Нет худа без добра», обе 1860; «Счастливая чета», «Командирша», обе 1862; «Что часто бывает», «Братья», обе 1864).
В 1864—1875 из-за материальных затруднений находился на службе в Государственном контроле; с 1872, переехав в Петербург, секретарь, после смерти Некрасова — заведующий стихотворным отделом редакции журнала «Отечественные записки». Здесь он опубликовал многочисленные компилятивные работы по западноевропейской истории и социологии («Жизнь и переписка Прудона», 1873; «Жизнь Диккенса», 1891), а также публицистические и литературно-критические статьи, в которых, во многом следуя за Белинским, пропагандировал демократическую эстетику и советовал искать в народной среде героев, способных к самопожертвованию во имя общего счастья. Посвятил монографические статьи Шекспиру, Стендалю, де Мюссе; в эти же годы переделал для русской сцены около 30 комедий зарубежных драматургов. После закрытия в 1884 «Отечественных записок» заведовал литературным отделом журнала «Северный вестник», в создании которого принял участие. В 1880-е, отмеченные интересом к «людям 40-х годов», находился в центре литературной жизни, поддерживал молодых писателей — Гаршина, Чехова, Апухтина, Сурикова, Надсона; общался с Мережковским, Гиппиус и др. В 1890 в результате редакционных разногласий Плещеев ушел из «Северного вестника», после смерти богатого родственника стал обладателем крупного состояния, участвовал в ряде благотворительных акций, выезжал для лечения за границу.
Смерть Полежаева, «скромного, но честного и искреннего» «гуманитарного лирика» (Салтыков-Щедрин), писателя «благородного и чистого направления» (Михайлов), чья деятельность была «безукоризненна и полезна» (Чернышевский), вызвала ряд поэтических откликов (Фофанова, Бальмонта, Хетагурова), его образ лег в основу романа Н. Анова «Ак-Мечеть» (1965).
Умер Плещеев в Париже 26 сентября 1893; похоронен в Москве.
СССР, 1975, Алексей Плещеев