Справочник «Сюжеты»
Налбандян Микаэл (Նալբանդյան, Налбандов Михаил Лазаревич)
(1829—1866)
Армянский писатель, философ, революционный демократ, утопический социалист. Сын ремесленника-кустаря. В 1855—1858 учился на медицинском факультете Московского университета. В 1858—1860 сотрудничал в московском армянском журнале «Юсисапайл» («Северное сияние»). В годы революционной ситуации в России 1859—1861 Налбандян под влиянием пропаганды «Колокола» и «Современника» первым из армянских писателей перешёл на позиции революционного демократизма. В 1860—1862 совершил путешествие в Турцию, Индию, страны Западной Европы. В Константинополе создал вокруг армянского журнала «Мегу» («Пчела») тайное революционное общество «Партия молодых». В Лондоне сблизился с Герценом, Огаревым, Бакуниным, участвовал в обсуждении проекта статьи-воззвания «Что нужно народу?» (программа будущей «Земли и воли»). В памфлете «Две строки» (1861) провозгласил своё политическое кредо — посвятить жизнь делу освобождения народа. В главном публицистическом труде «Земледелие как верный путь» (1862) Налбандян подверг уничтожающей критике крестьянскую реформу 1861, однако сделал это с позиций общинного социализма. Единственный выход для пореформенной России видел в крестьянской революции. По возвращении в Россию был арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости (июль 1862), судился по «процессу 32-х», в ноябре 1865, больной туберкулёзом, выслан в Камышин.
Налбандян был энциклопедически образован. Занимался вопросами философии, политэкономии, лингвистики, педагогики. Являлся последователем антропологического материализма Фейербаха и Чернышевского, неутомимым пропагандистом естественных наук. Философия Налбандяна — важный этап в истории армянской общественной мысли. В практической революционной деятельности стремился соединить демократические силы армянского народа в России и за рубежом с русским освободительным движением.
Налбандян — зачинатель критического реализма в армянской литературе, автор романов «Одному — слово, другому — невесту» (1858), «Вопрошение мёртвых» (1859, неокончен), «Дневник» (1858—1860). В крепости создал антирелигиозную поэму «Похождение праотца» (1864, опубликована 1903). Огромной популярностью пользовалась гражданская лирика Налбандяна, проникнутая пафосом борьбы за свободу. Налбандян заложил основы армянской реалистической критики и эстетики. Его литературные взгляды выражены в работах: «Слово об армянской письменности» (1854—1855, опубликовано 1895), «Критика» (1858), «Национальный театр в Константинополе» (1861). Эстетическую теорию строил на принципах антропологического материализма. Боролся за внедрение нового армянского литературного языка (ашхарабар) взамен мёртвого книжного языка (грабар), за что подвергался нападкам со стороны клерикалов и мракобесов. Переводил стихи Пушкина, Лермонтова, Гейне.
СССР, 1979.11.14, Ереван. Микаэл Налбандян
СССР, 1979, Микаэл Налбандян