Справочник «Сюжеты»
Саймак (Simak) Клиффорд Дональд
(1904—1988)
Американский прозаик, один из ведущих авторов «Золотого Века» англоязычной фантастики. Родился в Милвилле (шт. Висконсин), учился в Университете шт. Висконсин в Мэдисоне, но не окончил его; работал репортером и редактором отдела новостей в городской газете Миннеаполиса (шт. Висконсин), где и прожил всю жизнь; с 1977 на пенсии. Первая публикация — «Мир Красного Солнца» (1931).
Все творчество Саймака, одного из самых ярких (наряду с Брэдбери ) представителей «пасторальной» темы в американской фантастике, певца контакта с «братьями по разуму» и духовной общности различных цивилизаций во Вселенной, проникнуто идеей Галактической Школы, куда человечество вступает на положении «первоклассника» ; на дальнейшую перспективу развития человеческой цивилизации автор, не чуждый сентиментальности, смотрит в целом оптимистично. Исключение составляет одно из лучших произв. писателя, цикл новелл, впоследствии изданных как роман «Город» (1944—1951; Международная премия по фантастике-52). Саймак рассказывает легендарную сагу о семействе Вебстеров, последних «хранителей» Земли после грандиозного исхода человечества из земных городов на Юпитер , причем неясно, существует ли оно по-прежнему, или полностью сошло с эволюционной лестницы; наследуют Землю разумные псы и роботы (образ верного механического слуги Дженкинса остается одним из самых запоминающихся в мировой фантастике).
Творчество Саймака-рассказчика характеризуется свободным варьированием традиционных тем «твердой» (естественнонаучной) фантастики с проблемами гуманитарными, при этом в фокусе авторского внимания неизменно находится «простой» человек, его психология. Однако подлинную славу Саймаку принесли другие новеллы — лирические, сочетающие «земную» пастораль, индивидуальные психологические драмы «маленького человека» с проблемами Галактической Школы, воспитания в космическом масштабе
Первый роман Саймака — «Космические инженеры» (1939) — представляет собой достаточно заурядную «космическую оперу», однако в следующих произведениях писатель быстро выходит на свои выстраданные темы. Идеями равенства и братства космических цивилизаций, «органических» и «механистических», проникнут роман «Время снова и снова» (1951). Параллельные миры и мутанты, разрушающие капиталистическую экономику Земли с помощью «вечной» технологии, определяют сюжет романа «Кольцо вокруг Солнца. Рассказ о завтрашнем дне» (1952—1953). Герой одного из лучших романов Саймака, «Пересадочная станция» (1961; «Хьюго»-64) — ветеран Гражданской войны в США, получивший от инопланетян бессмертие, чтобы содержать своего рода тайный транзитный галактический вокзал; борясь с непониманием и враждебностью соотечественников, он старается приблизить день открытого вступления человечества в Галактическую федерацию. В целом во всех указанных романах проблемы контакта так или иначе, но разрешаются. В других книгах ситуация далека от мирной идиллии — герой романа «Что может быть проще времени» (1961), обладающий способностью к телепатии, подвергается на Земле гонениям («охота на ведьм» ведется против всех, обладающих экстрасенсорным восприятием); однако за ними будущее — но на другой планете, в то время как Земля с оставшимися «нормальными» людьми обречена на стагнацию ; традиционный антагонизм между людьми и вторгшимися на Землю инопланетянами задает общий тонус романа «Почти как люди» (1962) . В последние два десятилетия романы Саймака продолжали выходить с высокой интенсивностью, делающей честь писателю-ветерану, однако их литературное качество заметно снизилось; следование излюбленным темам все чаще приводило к самоповторам (что не помешало писателю получить в 1976 почетный титул «Великого мастера», присуждаемый Ассоциацией американских писателей-фантастов).
Сан-Марино, 1998, Собаки у костра