Справочник «Сюжеты»
Хайнлайн (Heinlein) Роберт Энсон
(1907–1988)
Американский писатель-фантаст. Родился в городе Батлер, штат Миссури. Семья вскоре переехала Канзас-Сити, где Роберт в 1924 окончил среднюю школу, а потом год проучился в местном университете. Следуя примеру одного из своих старших братьев, он решил поступить в Военно-Морскую Академию в Аннаполисе. Закончил ее в 1929. Пройдя практику на авианосце «Лексингтон», провел в плаваниях на других кораблях еще несколько лет, пока в 1934 его не подкосил туберкулез, навсегда перечеркнувший так толком и не начавшуюся карьеру военного. Хайнлайна вылечили, но отставки было не избежать. Он поступил в университет Калифорнии, изучал там точные науки, однако не смог закончить курс – нужно было искать средства к существованию. Хайнлайну приходилось работать на шахте, журналистом в корпоративном издании, маклером…
Узнав о конкурсе на лучший рассказ, который объявил журнал «Thrilling Wonder Stories» в конце 1938, Хайнлайн решил прийти в среду научной фантастики «с улицы» и доказать свои способности делом, вернее – словом. Он отправил написанный за шесть дней рассказ «Линия жизни» (1939) в «Astounding Science Fiction». Несколько месяцев спустя произведение было опубликовано, и Хайнлайн получил за него семьдесят долларов, свои первые деньги, добытые писательским трудом. Ему предложили сотрудничать с журналом и дальше.
Зрелое творчество Хайнлайна принято делить на две части. Первая включает в себя романы «Кукловоды» (1951), «Двойная звезда» (1956), «Дверь в Лето» (1957) и еще ряд произведений. Вторая – романы, ориентированные на подростков и юношество: «Ракетный корабль Галилей» (1947), «Космический кадет» (1948), «Красная планета» (1949) и другие. В них писатель вложил очень много не только от собственного прошлого опыта, но и от понимания глобальных проблем всей цивилицации.
«Чужак в чужой стране» (1961) – одна из самых известных и сложных для «понимания во всей полноте» книг фантаста. Вряд ли какой иной писатель до него пытался раскрыть с помощью фантастики столько каверзных вопросов. Их слишком много, и с каждой страницей становится все больше: культурный герой или трикстер (трикстер – комический и, как правило, демонический двойник героя, которому трикстер часто подражает, дублируя его поступки на свой лад); вера или юродство; что вообще называть религией; нравственность и мораль универсальны или заданы культурой; так ли прекрасны те чувства, обычаи и догмы, что установлены человечеством, и есть ли им достойная альтернатива; передается ли по наследству бремя рода людского; определяет язык мышление или нет, возможен ли межкультурный диалог на разных наречиях или вообще вне второй сигнальной системы; что делает личность личностью; сводится ли любая посылка разума к себе самой, а все невероятное разнообразие вселенной – к единому знаменателю, концептуальному и математическому. Вычленяется из контекста романа и еще один, скрытый, вопрос: а есть ли разум вообще благо?
Повести и романы Хайнлайна производили фурор, вызывали порою самую разную реакцию – от восторженного восхваления до обвинений в милитаризме (за ставший бестселлером «Звездный десант», 1959). Хайнлайн написал первое научно-фантастическое произведение для детей, «Космический корабль Галилей» (1947), за которым последовали другие, в том числе и поныне популярный «Астронавт Джонс» (1953). Четыре раза он получал премию «Хьюго» и стал первым, кому была вручена премия «Небьюла» за фантастику как дело жизни, и никогда не переставал писать.
Сан-Марино, 1998, Мужчина и женщина