Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Уэст (West) Мэй Джейн
(1893—1980)

Уэст (West) Мэй Джейн (1893—1980)

Американскиая актриса, писательница и драматург. Родилась в Бруклине. С детства училась петь и танцевать и уже в возрасте семи лет выступала на сцене. В 1911 ее сольный номер в нью-йоркском шоу «На Бродвее» был отмечен критикой. А в 1912 она написала для себя первый скетч. Явная фривольность некоторых реплик вызвала стычки с цензурой и способствола ее популярности.

В 1926 громкий процесс, вызванный ее пьесой «Секс», связал имя Мэй Уэст со скандалом. Самая криминальная сцена этой незамысловатой пьесы заключалась в том, что Мэй Уэст в обтянутом трико под прозрачной туникой садилась на колени своему молодому любовнику. Публика валила валом. Пьеса выдержала 368 представлений и продержалась бы дольше, если бы не внезапно нагрянувший наряд полиции с ордером на арест автора и главных исполнителей за оскорбление общественной морали и развращение молодежи. Обеспокоенные мамаши и добродетельные супруги потребовали расправы с растлительницей душ. В ходе расследования оказалось, что почти все полицейские города уже присутствовали на спектакле и нашли его чрезвычайно занимательным. Мэй была приговорена к 10 дням тюремного заключения, но так очаровала своих тюремщиков, что была выпушена за три дня до отбытия срока за образцовое поведение. Теперь ей уже не надо было делать никаких усилий, чтобы расширить свою популярность. Из тюрьмы она вышла самой знаменитой женщиной Америки.

Следующее ее произведение было не что иное, как гомосексуальная драма в трех актах, имевшая изрядный коммерческий успех. Для себя она роли не написала, но на сцене постоянно находились 40 гомосексуалистов и травести. «К чему своим ханжеским отношением загонять гомосексуалистов в гетто! — заявила она, комментируя свою пьесу, — к ним надо относиться с пониманием. Я и полиции говорила, когда они делали эти облавы на несчастных трансвеститов: когда вы поднимаете руку на трансвестита, знайте, что вы собираетесь ударить женщину! Гомосексуалист — это чаще всего женщина в теле мужчины!» Она в течение всей жизни чествовала свою солидарность с гомосексуалистами как с людьми, терпевшими притеснения, не принятыми (в те времена особенно) обществом, и всегда выражала к ним свою симпатию. В конце концов, стали ходить слухи: Мэй Уэст — трансвестит! Пришлось ее импресарио представить на всеобщее обозрение свидетельство о браке актрисы (правда, очень коротком, но вылившимся в длительную дружбу).

Не стоит искать глубокое содержание, особенно в первых драматургических опытах Мэй Уэст. Публика шла на чисто развлекательный, скандальный, «с клубничкой» сюжет. Но все же было бы несправедливо отказать автору в остроумии диалогов, которые она, несомненно, позже отточила в своих сценариях. Но главной приманкой пьес была она сама, выступавшая в центральных ролях и уже в этот первый театральный период безошибочно лепившая свой собственный персонаж, ставший символом Секса. Названия пьес достаточно красноречивы: «Алмазная Лили», «Мужчина для удовольствия», «Закоренелая грешница». Причем последние две вышли вначале в виде романов, и интересно отметить, что в недавно написанных историях литературы серьезные критики сетуют на отсутствие переизданий романов, обладающих, как выяснилось, несомненными литературными достоинствами. Но тогда особенности литературного стиля никого не интересовали. Зато постоянные нападки беспрерывно растущего числа ассоциаций зашиты нравственности стремительно поднимали Мэй Уэст на вершину успеха.

Слава этой женщины лихорадила всю Америку. В 1932 киностудия «Парамаунт» пригласила ее в Голливуд на чрезвычайно выгодных условиях. Она поселилась в роскошных апартаментах отеля «Равенсвуд», которые не покинула до конца своей кинематографической карьеры.

Голливуд известен тем, что сам создает свой «продукт», полностью вытачивая образ кинозвезды, определяя ее специфику, жанр, которые потом и использует по своему усмотрению. С Мэй Уэст дело обстояло иначе. Когда она приехала в Голливуд, ей было уже за сорок. Она представляла из себя законченный, не требующий никаких дополнительных штрихов образ, имеющий значительную коммерческую ценность на национальном рынке шоу-бизнеса. Голливуду только оставалось представить ее на экспорт. Это была, что называется, «роскошная блондинка», уверенная в своей привлекательности и играющая ею, как играет шпагой опытный фехтовальщик.

Невысокая полноватая, с явно выраженными формами женщина, отнюдь не красавица, так умело смогла подать свои достоинства и извлечь выгоду из своих недостатков, что стала предметом эротических фантазмов мужской половины населения страны, да и за ее пределами.

В голливудских фильмах Мэй Уэст заиграла всеми гранями своего таланта. Она с успехом перенесла на экран свои театральные пьесы и создала новые самостоятельные сценарии: «Ночь за ночью», «Леди Лу», «Я не ангел», «Красотка девяностых годов», «Я хочу быть леди». Все эти фильмы фактически являются вариациями одной и той же темы: похождения дамы полусвета, преуспевающей благодаря своей находчивости, уму и женским чарам. Едкая ирония, а иногда и злая сатира на светское общество и добродетель все больше и больше разжигали страсти, бушующие вокруг актрисы. «Цензура шпионила за мной денно и нощно», — вспоминает она. Зато за нее горой стояли многочисленные почитатели, организовавшие «Общество Мэй Уэст». Она стала самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда. Она играла в фильмах столь известного режиссера, как Генри Хатауэй, и сын самого Рузвельта почтил за честь нанести ей визит.

Значительное место в облике Мэй Уэст играли ее туалеты. Целые газетные полосы того периода были посвящены описаниям роскошных неглиже актрисы. На атласных простынях своей необъятной постели под балдахином, известной всей стране по бесчисленным снимкам, возлежала она, в черных кружевных одеждах. Но при этом — никаких вольностей типа стриптиза. Уже в 1970, снимаясь в своем последнем фильме вместе с Рэкел Уэлч и увидев фотографию молодой актрисы нагишом в каком-то журнале, она презрительно изрекла: «Хорошо, вот она показала свои кости, что же теперь у нее остается, чтобы поддержать иллюзию?»

Но туалеты, зовущее покачивание бедрами, сопровождающие ее пение и танцы, были только средствами интерпретации ее мифа, сутью которого была феминистская агрессивная теория особого свойства. Она была самой воинствующей феминисткой нашего времени, но не в традиционном смысле этого слова (откажи, мол, ему в своем ложе и этим возьми верх над ним), а как раз чисто женскими приемами. Ее героиня олицетворила активное сексуальное начало, требовательное и побеждающее, сделав из мужчины предмет желания и наслаждения. Она, женщина, осмелилась взять на себя роль мужчины, то есть, как сказал известный психолог доктор Луи Биш, она, женщина, осмелилась воплотить на сцене и на экране два основных человеческих инстинкта: сексуальность и утверждение своего «эго». И этим давала публике высочайшее удовлетворение, ибо через нее люди обретали то, что ханжески должны были скрывать всю жизнь. Недаром известный модный журнал того времени «Ярмарка тщеславия» поместил на обложке ее портрет в виде статуи свободы с факелом явно фаллической формы.

Если героини Мэй Уэст так яростно утверждали свое женское «я», отвоевывая у мужчин право на выбор и на столь независимое и свободное проявление эротизма, не подумайте, что она была противницей сильной половины рода человеческого. Она любила мужчин, и вся ее жизнь была обусловлена ими. В кино она выбирала исключительно красивых партнеров: Пол Кэвеног, Рэндольф Скотт. Она открыла Кэри Гранта, пригласив его на главные роли в своих фильмах. Высокие, спортивные, мускулистые — такими были предметы желания ее героинь, такими она любила окружать себя в своих шоу. Так, после своей кинематографической, а затем театральной карьеры (кстати, в начале 1950-х она написала и сыграла пьесу о Екатерине Великой и в ответ на упрек в поверхностности интерпретации истории ответила: «А что вы хотите? Это была великая женщина. Она многое сделала, и у нее было 300 любовников. Но это за всю жизнь! У меня же было только два часа времени!»), так вот, в 1950-е она выступила в Лас-Вегасе с песенным шоу, окружив себя ежедневно сменяющимися культуристами, среди которых она выбирала «Мистера своего сердца», и, по отзывам свидетелей, зрелище это было незаурядным, а профессионализм ее оценок мужской стати соперничал с юмором ее комментариев относительно конкурса.

Все в Мэй Уэст было против течения; все в ней было дерзость, этакий удар по общепринятому, защищала ли она сексуальные меньшинства, нарушала ли расовые предрассудки, пригласив в один из своих фильмов негритянский оркестр Дюка Эллингтона (в то время, когда чернокожие в кино были просто немыслимы). Шоком был и ее последний светский выход, когда уже в возрасте 85-ти лет она заявилась на высокопоставленный прием при всех регалиях своей легенды — длинные волосы белокурого парика под немыслимой шляпой, вся в атласе, кружевах и мехах, восседая на некоем подобии трона, который несли красивые, мускулистые мужчины, все еще пользующиеся ее благосклонностью.

Алла Алпатова


Великобритания, 2007, «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band»

Гайана, 1992, Мэй Уэст

Гана, 1997, Мэй Уэст

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня