Справочник «Сюжеты»
Гроций (Grotius) Гуго или де Гроот (de Groot) Гуго
(1583—1645)
Голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт. Заложил основы международного права, основываясь на естественном праве.
Гуго Гроций родился во время Нидерландской буржуазной революции. Его дед, бургундский дворянин, женился во Франкфурт-на-Майне на дочери голландца де Гроота и взял её фамилию, а отец, Иоганн (Ян) де Гроот, переехал в Голландию. Гуго был первым ребёнком в семье Яна де Грота и Алиды ван Оверсхи. Его отец был очень образованным (он учился в Лейдене вместе с великим Юстусом Липсиусом), а также политически активным человеком, и воспитывал сына с ранних лет в традиционной гуманистической традиции, основываясь на учении Аристотеля. Восьмилетним мальчиком Гроций уже писал латинские стихи.
Будучи чрезвычайно усердным учеником, Гуго поступил в Университет Лейдена, когда ему было всего одиннадцать лет (ректором университета был его дядя Корнелис). Здесь он удивлял учителей (Скалигера, Юния) своими обширными познаниями, к которым, казалось, и университет не мог ничего прибавить. Он учился вместе с такими выдающимися интеллектуалами Северной Европы того времени, как Франц Юний (старший), Иосиф Юстус Скалигер и Рудольф Снеллиус.
После окончания Лейденского университета в 1598 Гроция пригласили сопровождать влиятельного чиновника, великого пенсионария провинции Голландия, Йохана ван Олденбарневелта, в дипломатической миссии во Францию. В возрасте пятнадцати лет Гроций попал на аудиенцию к королю Генриху IV, и его поразительные знания настолько восхитили двор, что король сказал: «Полюбуйтесь на чудо Голландии!». Гроций вращался в интеллектуальных кругах на протяжении всего своего пребывания во Франции, и до возвращения домой Университет Орлеана удостоил его степени доктора права.
Вернувшись на родину, он занялся адвокатурой, выступая иногда и на ученом поприще; так он издал «Satiricon» Марциана Капеллы, снабдив его очень ценными комментариями. Тогда же он перевел и некоторые математические и астрономические сочинения классических писателей и написал три латинских трагедии («Adamus exul», «Christus patiens» и «Sophomphaneos»).
В Голландии Гроций был назначен адвокатом в Гааге в 1599, а позже официальным историографом Государства Голландия (на пост также претендовал Доминик Баудий, профессор риторики в Лейдене) в 1601. В 1604 он впервые обратился к исследованию проблем международного права, когда был задействован в слушаниях по процессу о захвате голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом в Сингапурском проливе.
Результатом творческих усилий Гроция в 1604—1605 был объемный, теоретически обоснованный трактат, который он предварительно назвал «Об Индиях». Гроций искал почву для защиты захвата в принципах естественного права, в принципе справедливости, который, по его мнению, был попран португальцами, что давало основание голландцам обратиться к силе. В этом он зашёл дальше, чем того требовало дело; его интересовала глубина проблемы и правомерность войны в целом. Трактат никогда не был опубликован полностью во время жизни Гроция. Рукопись была обнаружена в имуществе Гроция и опубликована в 1864 под названием «Комментарии о праве добычи». Тем не менее, одна (XII) глава этого трактата была опубликована в виде памфлета под названием «Mare Liberum» («Свободное море») в 1609, а принципы, которые Гроций развил в этой работе, положили основу его зрелой работе, посвящённой международному праву, «О праве войны и мира» (1625).
В «Mare Liberum» Гроций сформулировал новый принцип, что море было международной территорией и все народы свободны в использовании его для мореплавательной торговли. Гроций, заявляя о «свободном море», предоставлял подходящее идеологическое оправдание для политики Голландии.
Благодаря продолжению общения с ван Олденбарневелтом, Гроций значительное продвинулся в политической карьере, став постоянным советником Олденбаневелта в 1605, и потом Генеральным адвокатом казны Голландии, Зеландии и Фрисландии в 1605, и потом ратпенсионарием Роттердама (эквивалент мэра) в 1613. В 1608 он женился на Марии ван Рейгерсберген, которая родила ему восьмерых детей (четверо умерли в юности). Кроме того, она проявила выдающуюся стойкость которая помогла ему и всей семье пережить бурю, разразившуюся в их жизни.
В эти годы происходил острый теологический спор между сторонниками Якоба Арминия, главного богослова Лейдена с одной стороны, и ярыми кальвинистами, возглавляемыми Франциском Гомаром. В 1610 арминиане издали «Возражение» («Ремонстрация»), в которой провозглашалось фундаментальное отрицание позиций учения Кальвина, включая полное отрицание взгляда про божественное предопределение. Возглавляемые ван Олденбарневелтом, государство приняло позицию терпимости по отношению к спорящим, и к Гроцию обратились с тем, чтобы он написал эдикт, раскрывающий и следующий этой политике. Эдикт 1613 содержал взгляды Гроция, которые он развивал в своих работах на тему церкви и государства: что только базовые принципы важны для основы общественного строя (то есть, существование Бога и Его провидения), и они должны приняты всеми, в то время как выбор взглядов на, зачастую, неопределённые теологические доктрины должен оставаться на личное усмотрение. Присутствие Гуго Гроция в лагере арминиан объясняется также включённостью его в среду крупной купеческой олигархии Голландии, самой богатой из семи провинций, которые входили в Республику Соединенных провинций (как стала называться отделившаяся от владений Габсбургов часть Нидерландов).
Эдикт не имел должного эффекта, и в республике вспыхнули вооружённые столкновения. Для достижения порядка ван Олденбарневелт предложил дать местным властям задействовать войска. Такие меры подорвали авторитет штатгальтера, Морица Нассауского, Принца Оранского, сына Вильгельма I («Молчаливого»). Мориц воспользовался возможностью укрепить превосходство Гомаристов, которых он поддерживал, и ликвидировать трудности в управлении, которые ему причинял ван Олденбарневелт (последний нарушил Двенадцатилетнее перемирие с Испанией 1609 против воли Морица). Когда Генеральные Штаты Республики Соединенных провинций приняли сторону гомаристов, ван Олденбарневелт попытался мобилизовать военные силы провинции Голландия и продолжать борьбу вплоть до отделения от Республики Соединенных провинций. Но попытка мятежа провалилась, а арминианство позднее было осуждено как ересь. Мориц приказал арестовать ван Олденбарневелта и Гроция 29 августа 1618. В конечном счёте, ван Олденбарневелт был казнён, а Гроция приговорили к пожизненному заключению в крепости Лувестейн.
Лишь через 18 месяцев, в 1621, ему удалось бежать с помощью жены Марии и служанки. Подробности сам великий юрист излагает в стихотворении, обращенном к сундуку с книгами, в котором его вынесли из заточения. Затем в одежде каменщика он пересек французскую границу.
Гроция хорошо встретили в Париже, где у него остались знакомства, и он был удостоен королевской пенсии от Людовика XIII. Именно во Франции Гроций написал свои лучшие труды.
В Париже, Гроций начал работу о правде христианства. В ней раскрывается Гроций-поэт. Латинская работа была впервые опубликована в 1627 году по названием «De veritate religionis Christianae». Это был первый протестантский труд на тему христианской апологетики, он состоял из шести книг.
Жизнь Гуго Гроция пришлась на времена Восьмидесятилетней войны между Нидерландами и Испанией и Тридцатилетней войны (1618—1648) между католиками и протестантами Европы, не удивительно, что Гроций был глубоко обеспокоен вопросами конфликта между государствами и религиями. Его самый известный труд, начатый ещё в тюрьме и оконченный в изгнании в Париже (1623—1625), был важным усилием в ограничении таких конфликтов. «Три книги о праве войны и мира» были опубликованы в 1625 и посвящены Людовику XIII, «христианнейшему королю французов и Наварры». Трактат развивал систему принципов естественного права, которые являются обязательными для всех людей и всех народов, несмотря на местный обычай. Трактат Гроция имел огромный успех, к 1775 появилось 77 изданий этой работы, большей частью на латыни, но также на голландском, французском, немецком, английском и испанском языках. Эта работа оказала огромное влияние на развитие международного права.
Многие ремонстранцы в изгнании начали возвращаться в Нидерланды после смерти Принца Морица в 1625, но Гроцию, который отказался принести извинения, поскольку это означало бы признание вины, отказали в репатриации, несмотря на его многочисленные просьбы. Вследствие этого он был вынужден покинуть в 1631 Роттердам, и получил убежище в Гамбурге. В 1634 он получил предложение поступить на службу Швеции в качестве посла во Франции. Шведский король Густав II Адольф, незадолго до этого события погибший в битве при Лютцене, был большим почитателем Гроция, и поэтому глава его правительства, регент Швеции при малолетней королеве Христине Аксель Оксеншерна очень хотел, чтобы Гроций служил Швеции. Гроций принял предложение и поселился в дипломатическом представительстве в Париже, которое оставалось его домом до его ухода со службы в 1645. Затем он прибыл в Стокгольм и просил отставки у королевы. На обратном пути через Балтийское море, корабль, на борту которого находился Гроций, потерпел кораблекрушение. Его прибило к берегу около города Росток. Гроций, заболевший и измученный, умер 28 августа 1645. Его тело наконец вернулось в страну его молодости, на родину, где его захоронили в Новой Церкви в Дельфте.
Франция, 1963, Гуго Гроций
Нидерланды, 1925, Гуго Гроций