Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Альфьери (Alfieri) Витторио
(1749–1803)

Альфьери (Alfieri) Витторио  (1749–1803)

Итальянский поэт и драматург, граф. Родился 16 января 1749 в Асти (княжество Пьемонт) в знатной богатой семье; племянник знаменитого итальянского архитектора Бенедикта-Иннокентия Альфьери (1680–1767). Рано потерял отца. В девятилетнем возрасте отдан в Туринскую военную академию; учился несистематически, много времени уделял верховой езде. После окончания Академии в 1766 и непродолжительной службы в пьемонтской армии вел праздную жизнь аристократа, объездил в 1767–1772 большую часть Европы. По возвращении в Турин стал серьезно заниматься самообразованием, много читал, изучал латинский и греческий языки. Увлекшись театром, написал в 1775 свою первую трагедию «Клеопатра». В 1777 переехал в Тоскану, чтобы в совершенстве овладеть основным диалектом итальянского языка – тосканским (он знал только пьемонтское наречие и пользовался в основном французским языком). Жил в Сиене и Флоренции, где встретил свою Музу – красавицу графиню Луизу Альбани, супругу претендента на английский престол Карла-Эдуарда Стюарта, под влиянием которой продолжил свои литературные опыты. Знакомство с флорентийской литературой эпохи Возрождения, прежде всего с Данте и Макиавелли, сформировало у него республиканские убеждения, что отразилось в его творчестве. В тосканский период (1777–1784) Альфиери создал четырнадцать трагедий, в том числе лучшую из них – «Саул», тираноборческий пафос которых принес ему необучайную популярность; теоретическое обоснование своим взглядам он дал в трактате «О тирании».

В 1784 Альфиери переехал во Францию; жил сначала в Кольмаре (Эльзас), затем в Париже. Во французский период (1784–1792) создал еще пять трагедий и завершил начатый еще в Тоскане трактат «О государе и о литературе». В 1788, после смерти Карла-Эдуарда Стюарта, сочетался брактом с его вдовой. Восторженно приветствовал Французскую революцию 1789; написал оду на взятие Бастилии. Однако свержение монархии и начавшийся террор изменили его позицию: он с сожалением констатировал, что тираноборческие мотивы его творчества созвучны ненавистной ему якобинской идеологии. В 1792 вернулся во Флоренцию; его имущество во Франции было конфисковано. Свое осуждение Революции выразил в сборнике «Галлоненавистник». В последние годы вел уединенный образ жизни; ревностно предавался научным занятиям, переводил древнегреческие и латинские тексты. Умер во Флоренции 8 октября 1803. Похоронен в церкви Санта-Кроче между гробницами Микеланджело и Макиавелли, где графиня Альбани установила великолепный памятник работы Кановы. Благодаря ее усилиям в Пизе в 1805–1815 было издано первое полное собрание сочинений Альфьери.

Альфьери является создателем итальянской классицистической трагедии. Он перенес на национальную почву традиции французского классицизма. Большинство из его двадцати трагедий написано на античные сюжеты («Антигона», «Агамемнон», «Орест», «Полиник», «Тимолеон», «Меропа», «Агис», «Клеопатра», «Виргиния», «Октавия», «Софонисба», «Мирра», «Брут Первый», «Брут Второй»); реже используются средневековые («Розамунда», «Дон Гарсия», «Заговор Пацци», «Филипп II», «Мария Стюарт») и библейские («Саул») мотивы. Их отличают свойственные классицизму строгость стиля, точный напряженный диалог, сжатое действие, четко очерченные характеры, возвышенность чувств, подлинный трагизм ситуаций. Некоторые классицистические правила иногда доводятся до абсолюта: сведено до минимума число персонажей (четыре), ради верности одной единственной ведущей теме устраняются эпизоды и побочные действия, исключаются лирические сцены. Аскетическая поэтика Альфьери и игнорирование им исторических обстоятельств сделали его объектом критики со стороны романтиков, считавших, что он «смиренно тащится в хвосте французских классицистов». Однако Альфьери не был классицистом в полном значении этого слова. Он испытал сильное влияние Данте и, особенно, Шекспира, что побуждало его наделять своих персонажей страстностью и интенсивной душевной жизнью. Вот почему адепты классицизма называли его «еретиком».

В концептуальном плане Альфьери решительно отвергал макиавеллизм с его лозунгом «цель оправдывает средства». В своих трагедиях он анализировал психологию и логику рассуждений тирана, порождающие ужасные преступления, показывал его поведение в политике и личной жизни, его одиночество и духовную опустошенность («Филипп II», «Тимолеон».). Абсолютно негативному образу деспота он противопоставлял безусловно позитивный образ тираноборца, носителя свободомыслия и бунтарства («Брут Первый», «Брут Второй», «Заговор Пацци», «Мирра»).

Кроме трагедий, перу Альфьери принадлежат мелотрагедия «Авель», в которой он попытался ввести в драматический жанр музыку, шесть сильно политизированных комедий (лишенных подлинного комизма и не приспособленных для сценической постановки), шесть од, сатиры и поэма «Этрурия Мстительница»; лучшим образцом его прозы является автобиографическая повесть «Жизнь Витторио Альфьери, рассказанная им самим». Из осуществленных им переводов античных авторов наиболее удачен перевод Саллюстия.

Евгения Кривушина


Италия, 1932, Портрет Альфьери

Италия, 1949, Портрет Альфьери

Италия, 2003, Портрет Альфьери

Итальянские колонии, 1932, Портрет Альфьери

Италия, 2003.10.08, Асти Данте. Витторио Альфьери

Италия, 2003.10.08, Флоренция. Витторио Альфьери

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня