Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Сарамаго (Saramago) Жозе
(род. в 1922)

Сарамаго (Saramago) Жозе(род. в 1922)

Португальский писатель, поэт, драматург, эссеист, лауреат Нобелевской премии 1998. Его произведениям свойственна теплая ироническая интонация в сочетании с позицией доброжелательного, непредвзятого рассказчика.

Родился 16 ноября 1922 в деревушке Азиньяга провинции Алентежо в семье безземельных крестьян. В 1924 семья переезжает в Лиссабон. Сарамаго не удалось закончить среднюю школу – пришлось поступить в техникум учиться на автослесаря. Меняет множество мест работы, преимущественно, физической. Затем около 10 лет сотрудничал с газетами, был помощником редактора в Diario de Noticias – «Ежедневных Новостях». В 1969 вступает в коммунистическую партию Португалии, запрещенную военной диктатурой.

В 1947 опубликован его первый роман «Грешная земля». В 1955 занимается литературными переводами – Пер Лагерквист, Ги де Мопассан, Лев Толстой, Шарль Бодлер, Гегель. В 1966 выходит поэтический сборник «Возможные стихи». В 1978 был опубликован сборник рассказов «Квази объект», в 1979 – пьеса «Ночь».

В романе «Поднявшийся с земли» (1980) впервые проявился собственный оригинальный стиль Сарамаго – темпераментный, образный, интеллектуальный. Сочинение повествует о жизни трех поколений крестьянской семьи Мау-Темпо с начала века до Апрельской революции 1974. Величавое достоинство «людей земли», их серьезное, почти суровое отношение к жизни – черты, которые вызывают глубокое уважение автора. В романе «Путешествие в Португалию» (1981) Сарамаго пытается осмыслить возможные пути развитии родной страны после прекращения диктатуры.

Международную известность и Нобелевскую премию ему принес любовный роман «Воспоминания о монастыре» (1982). На фоне средневековой Португалии разворачивается эпическая история любви Бальтазара Семь Солнц и Блимунды Семь Лун, «ибо давно сказано: где есть солнце, должна быть луна, потому что только гармоничное сочетание того и другого, именуемое любовью, делает нашу землю пригодной для обитания». В реальной жизни Бальтазар – однорукий инвалид войны (вместо левой руки – железный крюк), Блимунда – дочь казненной инквизицией ведьмы, как и ее мать, обладающая даром видеть «сквозь кожу и землю». Поскольку ее дар проявляется только на голодный желудок, Блимунда из опасения увидеть в своем возлюбленном Бальтазаре дурные черты, утром, не открывая глаз, старается что-нибудь съесть.

Сарамаго – автор многочисленных эссе, прозаических, драматургических и стихотворных произведений. Удостоен множества литературных наград – премий португальского ПЕН-центра 1983 и 1984, Премии Камоэнса 1995 и др. Нобелевская премия была присуждена ему, как тому, «кто своими притчами, пронизанными воображением, состраданием и иронией, дает нам возможность вновь и вновь постигать ускользающую от нас действительность».

Версия, развиваемая в «Евангелии от Иисуса» (1991), отличается от канонической. Одни события опущены или им уделено меньше внимания, другие же, наоборот, из проходного эпизода становятся центральными. В тревожной атмосфере евангельских времен Сарамаго пытается отыскать реальные причины тех страданий, которые претерпели Иисус и его отец плотник Иосиф. «Автор будто впервые прочитал сцену избиения младенцев, прочитав, не мог понять, почему мученики в религии появились только через тридцать лет – кем же были эти вифлеемские мальчики? Почему Иосиф, вернувшись с семьей из Египта, не ощутил на себе бремени ответственности, не испытал ни угрызения совести, ни чувства вины…». В написанном Сарамаго Евангелии Иосифа терзает совесть из-за убитых по его вине младенцев. Иисус же, получив в наследство трагическое сознание своей вины, добровольно идет на муки, чтобы искупить возложенный на него груз ответственности.

Евангелие Сарамаго – «история о том, как несколько человек подпали под власть могущественной силы», и, как могут, сопротивляются, но управляет ими она. Восклицание Иисуса на кресте: «Люди, простите его, ибо не ведает он, что творит!» – относится и к этой силе – Богу, пославшему его на казнь, и к Иосифу, «земному отцу», обрекшему его на страдания. Роман пронизан напряженным поиском истины перед лицом собственной совести.

Принципы нового гуманизма, развиваемые Сарамаго, неизбежно вступают в противоречие с католическим клерикализмом, как, впрочем, и любыми формами религиозного фанатизма. Власти нашли книгу Сарамаго оскорбительной для католиков, она была исключена из списка произведений, принимавших участие в литературном конкурсе Европейского Союза. Несмотря на то, что в результате роман был восстановлен в списке, Сарамаго в знак протеста покинул Португалию, и вот уже 10 лет живет в Испании на Канарских островах.

Среди последних романов – Слепота (1995), Все имена (1997), Пещера (2000). В Слепоте продолжаются размышления о том, что «унижая жизнь, мы извращаем разум, что человеческое достоинство ежедневно попирается сильными мира сего, что множественность истин заменена одной универсальной ложью и что человек перестал уважать самого себя, когда потерял к прочим представителям рода человеческого уважение, которого они заслуживают».

Творчество Жозе Сарамаго пронизано настроением, характерным для португальских песен фадо, – это крик о нескончаемой трагедии человечества, это рассеянная улыбка всепрощения, таящая невыразимую, неисчерпаемую и привычную скорбь. Его книги переведены более чем на 20 языков мира, в том числе на русский.

Наталья Вешнякова


Замбия, 2001, Жозе Сарамаго

Португалия, 1998, Жозе Сарамаго

© 2003-2018 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня