Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Лоуренс (Laurence) Маргарет
(1926—1987)

Лоуренс (Laurence) Маргарет (1926—1987)

Канадская писательница, прозаик. Родилась в г. Нипова, провинция Манитоба, училась в университете Манитобы (Виннипег). В 1950—1957 жила в Сомали и Гане, а впоследствии и в Англии. Семилетнее пребывание в Африке нашло отражение в мемуарной книге «Колокольчик верблюда пророка» (1963), где Лоуренс, по ее словам, пыталась взглянуть на мир свежим взглядом, вырвавшись из плена стереотипов англосаксонского мышления. На африканском материале написан и роман-дебют Лоуренс «На этом берегу Иордана» (1960), в основе которого — напряженное сосущест­вование представителей различных рас на Золотом Берегу незадолго до обретения Ганой неза­висимости. Африканские образы и мотивы определяют сюжеты большинства рассказов сборника «Укротитель грядущего» (1963), где преобладает тема одиночества, отъединенности человека от мира себе подобных, будь то герои-африканцы или люди Запада. В 1968 Лоуренс опубликовала свою единственную литературоведческую книгу «Длинные барабаны и пушки», посвященную нигерийским прозаикам и драматургам 1950—1960-х. Основные достижения Лоуренс-прозаика, однако, связаны с ее романно-новеллистическим циклом, который в совокупности являет собой описание жизни пяти поколений женщин из провинции Манитоба. В рассказах сборника «Птица в доме» (1970) повествование строится от лица Ванессы Маклеод, воскрешая ее драматическое детство и отрочество. Сама писательница назвала эту книгу «автобиографическим вымыслом». Автобиографический элемент вообще занимает в прозе Лоуренс весьма значительное место. За сюжетными линиями и перипетиями интриги составивших сборник рассказов возникает образ Западной Канады в годы депрессии и Второй мировой войны, данный через восприятие герои­ни-рассказчицы. Для героини романа «Насмешка Всевышнего» (1966), тридцатичетырехлетней учительницы Рэйчел Камерон, существование в городке Манауока — нечто вроде заключения в тюрьме или пребывания в склепе, и жизнь в нем рождает гнетущее чувство клаустрофобии. Не находящая выхода сексуальность вступает в конфликт с доводами морали, постулатами религии и жизненными воззрениями матери героини. Успех романа привел к его экранизации, однако в фильме, получившем название «Рэйчел, Рэйчел», действие было перенесено в Новую Англию, что привело к утрате чисто канадской специфики, придавшей книге особое обаяние. В романе «Огнепоклонники» (1969) в центре повествования оказывается старшая сестра Рэйчел, тридцати­девятилетняя Стейси, живущая в Ванкувере и обремененная четырьмя детьми и мужем, которого она не любит. Подробное исследование мира утратившей молодость женщины, стремящейся порвать с надоевшей обыденщиной, но в конечном итоге принимающей свою судьбу как неизбежность, придает роману немалую убедительность. Воспоминания, фантазии, диалоги и внутренние монологи отмечены точностью и психологической достоверностью, еще раз подтверж­дая справедливость критиков, видевших в Лоуренс одного из лидеров послевоенной канадской прозы. В наиболее сложно организованном романе «Предсказатели» (1974) повествование строится от лица сорокасемилетней писательницы Мораг Ганн, которая живет со своей внебрачной дочерью Пикк. В центре сюжета — напряженные духовные поиски писательницы, пытающейся через свое творчество и отношения с дочерью и любовниками понять и себя, и прошлое — как собствен­ной семьи, так и Канады. История пяти поколений канадских женщин находит завершение в романе «Каменный ангел» (опубликованном ранее других, в 1964). История нескольких не­дель из жизни девяностолетней Агари Шипли, совершающей побег от своих стареющих детей, дабы избежать заточения в доме для престарелых, под пером Лоуренс превращается в размыш­ление о борьбе созидательного и разрушительного начал в человеке, о любви, что побеждает смерть.

Удостоенная множества премий, наград и почетных званий, любимая читателями, Лоуренс тем не менее в последние годы жизни очень страдала от одиночества и много пила. Покончила с собой, заболев неизлечимым раком легких. Долго копила таблетки, отравилась в полном соответствии с инструкциями суицидного общества «Цикута». В предсмертной записке говорится: «Мой дух уже в другой стране, а мое тело превратилось в досадный груз».


Канада, 1996, Маргарет Лоуренс

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня