Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Лебедев-Кумач (настоящая фамилия Лебедев) Василий Иванович
(1898–1949)

Лебедев-Кумач (настоящая фамилия Лебедев) Василий Иванович  (1898–1949)

Русский поэт. Родился в Москве в семье сапожника. Писал стихи с 13 лет, публиковал их с 1916. В 1919–1921 работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «АгитРОСТА», одновременно учился на историко-филологическом факультете МГУ. Писал рассказы, статьи, фельетоны, частушки для фронтовых газет, лозунги для агитпоездов, сочинял куплеты, сценки, песни для эстрады, проявляя артистическую гибкость, поэтическую изобретательность и редкое умение сочетать песенную мелодичность с ораторским пафосом, художественную свежесть с пропагандистской тенденциозностью и речевую естественность с политическими словесными «клише». С 1922 сотрудничал с «Рабочей газетой», «Крестьянской газетой», газетой «Гудок», журналами «Красноармеец», «Крокодил» (где проработал 12 лет), создав множество литературных пародий, сатирических сказок и фельетонов на темы хозяйственного и культурного строительства (сборники «Развод», «Чаинки в блюдце», оба 1925, «Со всех волостей», 1926, «Людишки и делишки», «Печальные улыбки», оба 1927), отмеченных острой сюжетностью, злободневностью, бытовой и психологической наблюдательностью. С 1929 Лебедев-Кумач принимал участие в создании театральных обозрений для «Синей блузы» и самодеятельных рабочих коллективов (пьесы «За годом год», «Кирюшкина победа», обе 1926, «Жена завмага», 1946). В 1934 в содружестве с композитором Дунаевским сочинил «Марш веселых ребят» для кинофильма «Веселые ребята», принесший Лебедеву-Кумачу широкое признание и определивший его дальнейший творческий путь поэта-песенника.

Поистине народными, чутко улавливающими ритмы, лексику, эстетические вкусы и настрой времени стали многочисленные тексты песен Лебедева-Кумача, написанные в основном в 1936–1937: молодежные, спортивные, военные марши – «Спортивный марш» («Ну-ка, солнце, ярче брызни, / Золотыми лучами обжигай!»), «Идем, идем, веселые подруги», патриотические песни «Песня о Родине» («Широка страна моя родная...», песни о повседневной жизни и труде соотечественников «Ой вы кони, вы кони стальные...», «Песня о Волге» («Мы сдвигаем и горы, и реки...»).

То звучащие бодрым, «подстегивающим», почти императивным призывом («А ну-ка девушки! / А ну, красавицы! / Пускай поет о нас страна!», «Будь готов, всегда готов! / Когда настанет час бить врагов...»), то раздумчивые, почти исповедальные, похожие на письма любимым или разговор с другом («С той поры, как мы увиделись с тобой, / В сердце радость и надежду я ношу. /По-другому и живу я и дышу...», «Как много девушек хороших, /Как много ласковых имен!»), то озорные, полные неподдельного юмора («Удивительный вопрос: / Почему я водовоз? / Потому что без воды / И ни туды, и ни сюды...», «Жил отважный капитан...»), то проникнутые мужественным лиризмом («...Если ранили друга — / Перевяжет подруга / Горячие раны его»), песенные тексты Лебедева-Кумача всегда вызывали романтически-светлое ощущение красоты и «правильности» жизни, молодого задора и предчувствия счастья, органично сливались с музыкой, легко и безыскусственно, словно рожденные фольклором, ложились на память простыми и точными словами, энергично и четко построенными фразами.

На фоне ряда не слишком удачных ура-патриотических текстов («Песня молодости», «Нас не трогай», «Советский простой человек».) выделяются те гражданственные стихи Лебедева-Кумача, что с искренней силой, лирической и величавой одновременно, выразили глубину любви и уважения к своей стране, став основой классических песен советского репертуара, до сих пор не забываемых народом («Песня о Родине», «Москва майская» – «Утро красит нежным цветом / Стены древнего Кремля...»). Менее успешными оказались опыты поэта в трудном жанре «производственной» песни («Песня трактористов» – «Наша сила везде поспевает, / И когда запоет молодежь, / Вся пшеница в полях подпевает, / Подпевает высокая рожь»).

Песни на слова Лебедева-Кумача исполнялись на радио и концертах, их охотно пел и народ. Истинным символом борьбы, грозного сопротивления и уверенности в победе стала гимнически-маршевая песня Лебедева-Кумача на музыку Александрова «Священная война» («Вставай, страна огромная, / Вставай на смертный бой...»; текст опубликован в газете «Известия» через 2 дня после начала войны, 24 июня 1941). Правда, как открылось впоследствии, Лебедев-Кумач попросту присвоил себе слова песни, написанной еще в 1916 рыбинским учителем Александром Боде (1865—1939). Советский поэт лишь заменил в тесте несколько слов («тевтонскую орду» на «фашистскую»).

Богатую палитру настроений, интонаций, ритмического рисунка демонстрируют песни на стихи Лебедева-Кумачева «Лунный вальс» («В ритме вальса все плывет...»), «Молодежная» («Вьется дымка золотая, придорожная...»), Чайка («Чайка смело / Пролетела / Над седой волной...»). Многие песни поэта впервые прозвучали с киноэкрана (кинокомедии «Веселые ребята», «Цирк», 1936, «Дети капитана Гранта», 1936, «Волга-Волга», 1937, музыка Дунаевского).

В годы Великой Отечественной войны Лебедев-Кумач, служивший на военно-морском флоте, написал много массовых песен и стихов, звавших к битве (сборники «Споем, товарищи, споем!», «В бой за Родину!», «Будем драться до победы», все 1941; «Вперед к победе!», «Комсомольцы-моряки», оба 1943). Автор поэтических сборников «Книга песен», «Моим избирателям» (оба 1938), «Мой календарь. Газетные стихи 1938 г.» (1939), «Песни» (1939; 1947), «Колючие стихи» (1945), «Стихи для эстрады» (1948), стихов, адресованных детям («Петина лавка», 1927; «Про умных зверюшек», 1939; «Под красной звездой», 1941).

Один из признанных литературных мэтров и создателей советской массовой песни, обласканный властью, лауреат Сталинской премии (1941), Лебедев-Кумач, судя по мемуарным публикациям конца 1990-х, испытывал периоды острого разочарования в чистосердечно воспеваемой им советской действительности и особенно в ее вожде Сталине. Но это не повлияло на создание поэтом жизнеутверждающей песенной мифологии современного ему общества.

В середине 1940-х Лебедев-Кумач впал в тяжелую депрессию, совсем перестал писать, затем и вовсе лишился рассудка. Ничем не могли помочь известные психиатры. Умер Лебедев-Кумач в Москве 20 февраля 1949.


СССР, 1988, Василий Лебедев-Кумач

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня