Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Лепкий Богдан Сильвестрович (псевдоним — Марко Мурава)
(1872–1941)

Лепкий Богдан Сильвестрович (псевдоним — Марко Мурава)(1872–1941)

Украинский писатель, поэт, новеллист, профессор истории литературы, общественный и культурный деятель. Родился в селе Крегулец вблизи Гусятина на Тернопольщине Принимал участие в объединении галицийских модернистов «Молода муза». Выразитель настроений западно-украинской городской интеллигенции.

Произведения Лепкого проникнуты элегическим настроением. Первые новеллы Лепкого носили следы значительного влияния старой этнографической школы, поздние отличались импрессионистически-символической манерой. Лепкий изображал нищету галицкой деревни, разоренной капитализмом. Не видя выхода из тяжелого положения крестьянства, он в предреволюционный период своей литературной деятельности впал в мрачный пессимизм. Излюбленным мотивом писателя стало противопоставление жестокой обыденщине «бескрылых порывов духа» («Сперича», «Цвит щастя»). Отдельно изданы сборники рассказов: «З життя» (1898); «Щаслива година» (1901); «Нова збiрка» (1903); «По дорозi життя» (1905); «Кара» (1905); «Село» (1909); сборники стихотворений: «Стрiчки» (1901); «Листки падуть» (1902); «Осiнь» (1902); «Над рiкою» (1905); «З глубин душi» (1905); «Поезiэ, розрадо одинока» (1908). Лепкому принадлежит также ««Начерк исторii украiнскоi лiтератури» (1902).

В середине 1920-х Лепкий приступил к созданию цикла повестей — по сути, это историческая эпопея — о судьбе гетмана Ивана Мазепы и о судьбе украинского народа. Этих повестей пять: «Мотря» (1926), «Не вбивай» (1926), «Батурин» (1927), «Полтава» (1928—1929), «З-під Полтави до Бендер» (опубликована посмертно в США в 1955; после этого в Нью-Йорке пятитомное историческое полотно Лепкого было издано в полном объеме под общим названием «Мазепа»).

У Лепкого Мазепа — в первую очередь государственный деятель высшего уровня, дипломат, который вынужден лавировать, маневрировать среди великих государств — Московии, которая стремится под руководством Петра стать воинствующей Российской империей, Швеции, Польши, Турции, государства Габсбургов... Однако, даже проводя наиболее сложные политико-дипломатические комбинации, Мазепа ни на минуту не забывал о своей главной, фундаментальной цели: освободить Украину от деспотического ига царя! Царя, который не выполнял — и никогда не собирался этого делать — взятых перед Украиной обязательств: уважать ее суверенные права и защищать ее от врагов. А по политико-юридическим нормам той эпохи, если суверен (в данном случае — царь Петр) не желал (или и не мог) следовать своим обязательствам, то и подчиненный ему правитель (в нашем случае — Мазепа) с полным правом мог считать себя свободным от бывшей присяги. Т.е. обязательства были взаимными, а не по схеме «господин — раб»! Лепкий хорошо осознавал этот фундаментальный факт.

Произведение Лепкого охватывает только приблизительно три последних года жизни Мазепы (действие начинается с приезда в Киев с инспекционной целью в июле 1706 царя Петра I) — автор, очевидно, и не ставил себе целью воспроизвести весь трагический и сложный путь гетмана. Внимание он сосредоточил только на «узловых», определяющих, судьбоносных событиях 1706—1709: своего рода лирическое вступление к дальнейшим сюжетным коллизиям — рассказ о любви старого гетмана к юной Мотре (у Пушкина — Марии) Кочубеевне — это повесть «Мотря»; конфликт, смертельное столкновение Мазепы, Кочубея и Искры — это повесть «Не вбивай»; ужасающая картина разрушения царскими войсками, возглавляемыми кровавым палачом Меншиковым, гетманской столицы Батурина (повесть «Батурин» — возможно, сильнейшая часть эпопеи); перипетии военных баталий, катастрофа 27 июня 1709, которая обрекла Украину на столетие колониального рабства (повесть «Полтава»); последние недели жизни гетмана Мазепы, уже беглеца, и его смерть на землях Оттоманской империи (повесть «З-під Полтави до Бендер»).

Многогранное наследие Богдана Лепкого более полувека замалчивалось советским режимом. Это было вызвано прежде всего несовместимостью системы ценностей, которую он отстаивал и развивал в своем творчестве (а высшей ценностью для Лепкого всегда была независимость Украины), и идеологией ссоветской империи, которая, отстаивая на словах благородные идеалы «дружбы народов», на самом деле подвергала все народы «союза нерушимого» беспощадному русификаторскому давлению.


Украина, 1997, Богдан Лепкий

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня