Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Леру (Leroux) Гастон
(1868—1927)

Леру (Leroux) Гастон  (1868—1927)

Французский писатель. Подобно многим другим авторам детективов, Гастон Леру пришел в литературу, испробовав профессии юриста и репортера. Получив юридическое образование, он три года работал адвокатом, пока в 1893 не начал вести судебную хронику в «Эко де Пари». Через год он перешел в газету «Матен» и вскоре стал известным журналистом (правда, ему ставили в вину склонность к мистификациям). В газете он опубликовал с продолжением свой первый роман «Искатель сокровищ из «Матена»« (1903, напечатан отдельной книгой под названием «Двойная жизнь Теофраста Лонге»). Неутомимый путешественник, Леру много раз бывал в России, писал о русско-японской войне, о революции 1905.

В 1907 удачливый репортер был вынужден расстаться с газетой. Через несколько месяцев он напечатал в «Иллюстрасьон» роман «Тайна Желтой комнаты», утвердившись в качестве автора детективов — и как вскоре выяснилось, весьма плодовитого.

Писатель последовательно разрабатывал в романах центральную ситуацию детективной литературы — «убийство в запертой комнате». Но он работал и в ином ключе, соединяя полицейский и «черный» готический роман («Призрак Оперы», 1910; «Кровавая кукла», 1924; «Машина убийств», 1924), создавая пародию на него («Заколдованное кресло», 1911, сатира на французскую академию). Впрочем, оттенок самоиронии чувствуется во многих книгах Леру, в том числе в приключенческих романах: «Таинственный король» (1910), «Солнечная супруга» (1914), «Капитан Хакс» (1920), «Убей — смерть» (1923), «Мрачные» (1925).

Гастон Леру, пытаясь соперничать с Конан Дойлом, хотел создать чисто французского героя — антипода Шерлока Холмса. За образец он выбрал самого себя. Так появился юный журналист Жозеф Жозефен, по прозвищу Рультабий, новоявленный Эдип, побеждающий своего отца-преступника («Тайна Желтой комнаты», 1907; «Духи дамы в черном», 1908). Он борется с русскими революционерами («Рультабий у царя», 1913), его приглашают распутывать самые страшные тайны во многие европейские страны («Черный замок», 1916; «Необычайная судьба Рультабия», 1916; «Рультабий у Крупна», 1920).

Другой популярный цикл, начатый писателем в 1914, — романы о беглом каторжнике Шери-Биби, волею жестокой судьбы осужденном за чужие преступления, ставшем затем главарем банды, знаменем анархистов, защитником обездоленных и в итоге, как водится, полицейским («Плавучие клетки», «Шери-Биби и Сесили», «Фаталитас», «Палас и Шери-Биби», «Государственный переворот Шери-Биби»).

Книги Леру вызвали к жизни многочисленные спектакли (восемь пьес написал сам автор, в том числе инсценировку «Желтой комнаты») и фильмы («Тайна Желтой комнаты» экранизировалась дважды), некоторые романы превратились в комиксы.

Самой популярной книгой оказался «Призрак Оперы» — фантастический роман о человеке со страшным лицов, жившем в подвале парижской Оперы и безответно влюбленного в одну из актрис. Роман имеет под собой историческую основу — некий уродливый от рождения человек по имени Эрик участвовал в строительстве здания Оперы, а после жил в подвалах и следил за их техническим состоянием. Поговаривали и о некой романтической истории с певицой из хора по имени Даэ.

По книге поставлено более 20 фильмов и написана опера Энрю Ллойд-Уэббера.

Использована информация с сайта «Парижская сказка», посвященная книге Леру «Призрак оперы».


Антигуа, 1997, Майкл Крауфорд в роли Эрика

США, 1997, Лон Чейни в роли Эрика

Сьерра-Леоне, 1997, Лон Чейни в роли Эрика

Франция, 1996, Рультабий

ФРГ, 1991/2003, Гамбург. Призрак оперы

США, 1997, Лон Чейни в роли Эрика

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня