Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Кулиш (Куліш) Пантелеймон Александрович (псевдонимы Панько Казюка, Данило Юс, Т. Вешняк, П. Корока, Никола М., Роман П. и другие)
(1819—1897)

Кулиш (Куліш) Пантелеймон Александрович (псевдонимы Панько Казюка, Данило Юс, Т. Вешняк, П. Корока, Никола М., Роман П. и другие) (1819—1897)

Украинский писатель и учёный. Родился в мелкопоместной семье, утратившей дворянство. Учился в новгород-северской гимназии, был вольнослушателем Киевского университета (не окончил), с 1841 учительствовал. С 1847 Кулиш — учитель петербургской гимназии, преподаватель университета и кандидат на кафедру славистики.

За участие в Кирилло-Мефодиевском братстве, где представлял либерально-буржуазное крыло, был четыре года (с 1847) в административной ссылке в Вологде, затем в Туле. После покаянного обращения к царю был прощён и в 1850 приехал в Петербург. Убедившись в невозможности сделать служебную карьеру и вести легальную литературную работу, Кулиш приобрел хутор, где поселился и занялся сельским хозяйством. В этот период он близко сошелся с Аксаковым и с московскими славянофилами. Вступление на престол Александра II дало Кулишу возможность выступать в печати под своей фамилией.

В 1860-х на правительственной службе в Варшаве. В 1868—1871 находился в Галиции, затем некоторое время служил в Петербурге. Последние 20 лет жизни провёл на Украине, на своём хуторе.

Литературную деятельность начал в 1840, писал на украинском и русском языках. Пользовался преимущественно приёмами романтизма и «этнографического реализма». В ранних произведениях отразилось увлечение историей Украины и народным творчеством:. Народно-фантастические рассказы, не отличаясь особой художественностью, представляют собой литературную обработку народных легенд с их обычной моралью. Повесть «Михаиле Чарнышенко, или Малороссия восемьдесят лет назад» (ч. 1—3, 1843, на русском языке) носит яркие следы подражания Вальтеру Скотту и не отличается богатством исторического содержания. Зато роман «Чёрная Рада, хроника 1663 года» (1845—1857), претерпевший несколько редакций, является в полном смысле социальным романом, изображающим эпоху борьбы на Украине в связи с выборами гетмана Ивана Брюховецкого. В этом произведении, богатом и ярком по своему историческому содержанию, писатель проводит свой взгляд на социальную борьбу на Украине в прошлом, на казацкую революцию 1684.

Писатель сам в своей автобиографии — «Жизнь Кулиша», напечатанной в западно-украинском журнале «Правда», подчеркивает свою социальную и психологическую близость с казацкой украинской старшиной-шляхтой, в противоположность Тарасу Шевченко, которого Кулиш относит к казацкой голытьбе. Героев из среды старшины-шляхты Кулиш идеализирует, представителей же «черни» всячески поносит или изображает их слепым орудием в руках других. К романтическим произведениям Кулиша можно отнести его эпопею «Украина» (1843), составленную из народных дум, вкрапленных в стилизованный под эти думы собственный текст Кулиша., а также и некоторые исторические поэмы, например «Великие проводы» (из сборника стихотворений «Досвидки», 1862), где Кулиш выводит идеализированного героя-рыцаря казака Голку, колеблющегося между своей казацкой братией, к которой у него отрицательное и даже презрительное отношение, и польским панством, к которому он тянется.

Другой роман Кулиша — «Алексей Однорог» — из смутного времени начала XVII века, написанный в большой степени с целью реабилитации и поэтому выдержанный в официальном духе, художественного значения не имеет.

К 1850-м относятся первые реалистические произведения Кулиша: автобиографические — «История Ульяны Терентьевны» (1852), «Яков Яковлевич"» (1853) и «Феклуша» (1858), повести «Майор» и «Другой человек». В них Кулиш идеализирует старые национальные традиции и простой народ, восстает против земельной аристократии, бичует разложившиеся элементы дворянства и его интеллигенции и выдвигает как идеал хуторянство. Особенно сильно проявилось отрицательное отношение Кулиша к дворянству в его сочинениях, печатавшихся в юмористическом журнале «Искра» («Пан Мурло», «На почтовой дороге в Малороссии», «Семейные беседы исправника»).

Работая над историческими проблемами, Кулиш отражает их и в своих беллетристических произведениях. Его взгляды на гайдамакское движение нашли свое отражение в рассказах «Січеві гості» (1862) и «Мартин Гак» (1863), причем Кулиш относился к нему как к разбойничьему движению, а отнюдь не как к революционному.

В 1850—1860-х Кулиш занимался активной издательской деятельностью. Основал украинскую типографию в Петербурге, издал сочинения Николая Гоголя, Тараса Шевченко, Марко Вовчок. Перевёл на украинский язык сочинения Шекспира, Байрона, Гёте, Шиллера, Гейне, Мицкевича. Выпустил сборник литературных, этнографических и фольклорных материалов «Записки о Южной Руси» (т. 1—2, 1856—1857), альманах «Хата» (1860). Принимал участие в издании журнала «Основа» (1861—1862), сыгравшего видную роль в украинской культурной и литературной жизни.


Украина, 1994, Пантелеймон Кулиш

Украина, 2006, Кирилло-Мефодиевское братство

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня