Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Джебран Халиль (Gibran Khalil, جبران خليل جبران) Джебран
(1883—1931)

Джебран Халиль (Gibran Khalil, جبران خليل جبران) Джебран (1883—1931)

Американский философ, художник, поэт и писатель ливанского происхождения. Халиль Джебран родился 6 января 1883 в небольшом горном селении на севере современного Ливана. В то время, в конце XIX века, эта территория (как и соседние Сирия и Палестина) являлась частью Османской империи. Джебран рос в христианской среде, семья матери происходила из влиятельного в религиозном плане рода. Тем не менее, Джебран с малых лет испытывал на себе тяжелое бремя бедствий и лишений. Большая часть вины за это лежала на его отце, который оказался безответственным человеком, мало заботящимся об улучшении условий для жизни своих детей. В детстве Джебрана отец был посажен в тюрьму, и все содержание многодетной семьи легло на хрупкие плечи его матери. У Джебрана был старший брат Питер и две младшие сестры.

Джебран не был религиозным человеком, и причина этого в том, что он часто был свидетелем розни между христианскими и мусульманскими общинами. Наблюдая за противостояниями, он подсознательно полагал, что порочная причина кроется в религиозной приверженности людей. Впоследствии это отразилось на его устойчивой языческой позиции.

По той причине, что семья Джебрана не имела достатка, в детстве он не смог получить хорошее образование. Его обучение ограничивалось лишь посещением местного священника, который преподавал ему языки, Библию и естествознание.

Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, мать Джебрана, Камила, пришла к судьбоносному для писателя решению перебраться в Америку для поиска лучшей жизни. Отец не смог отправиться вместе с семьей, так как людям, просидевшим в тюрьме, по закону было запрещено эмигрировать. В 1895 Халиль Джебран с матерью, братом и сестрами достиг берега Америки и поселился на окраине Бостона, в одном из беднейших районов. Ситуация была критической, не было денег, не было возможности учиться, трудно было найти работу. Камила устроилась на работу по разносу хлеба и работала, не покладая рук. По признанию самого Джебрана, первые два года эмиграции были самыми тяжелыми.

К счастью для Джебрана в Бостоне функционировали учреждения милосердия, создаваемые правительством для детей-иммигрантов, куда он и поступил. Еще с детства в Ливане Джебран пристрастился к рисованию. Его способности в изобразительном искусстве были замечены преподавателями и по достоинству оценены. Правда, у него были и проблемы с обучением, например, он очень плохо владел английским, и поначалу этот недостаток ему очень мешал. В скором времени молодой Халиль Джебран увлекся мифологией, историей, с увлечением посещал театры и галереи. Он читает много книг, в том числе и религиозных, благодаря чему становится убежденным язычником.

Общественность начинает замечать способности Джебрана-художника после того, как он начинает рисовать эскизы для обложек книг и журналов. Такая широкая известность пугает его семью, и по общему семейному решению в 1898 Джебран возвращается в Ливан, чтобы спокойно окончить образование, в особенности изучение языков (арабский, сирийский, английский).

В Бейруте он поступает в школу «Мадрасат Аль-Хикма», что в переводе с арабского означает «школа мудрости». В этой школе обучали религиозным текстам, религиозной истории и правилам поведения. Джебран, будучи свободолюбивым человеком и обладая языческим мировоззрением, всячески выказывал протесты, осуждения, капризы по отношению к преподавателям и к системе образования. Здесь он изучает французский язык, увлекается французской романтической литературой, знакомится с творчеством арабских просветителей. В эти годы он продолжает выполнять заказы по рисованию эскизов к книгам, занимается иллюстрациями для журнала.

В 1902 Джебран заканчивает школу. Он узнает о болезнях его родных: о начальной стадии рака у матери, о кишечном заболевании сестры и брата, и спешит отправиться в Америку. В марте 1902 он покидает Ливан.

Приплыв в Америку, он узнает о скоропостижной смерти его сестры. Через несколько месяцев Джебрана постигает еще большее горе: его брат Питер, заболевает смертельной болезнью и умирает, и в это же время от рака умирает его мать.

После сразу трех смертей Джебран находился в тяжелом душевном состоянии. Его друзья старались помочь ему, и примерно в это время он, кроме рисования, начинает заниматься писательством. Первые его литературные сочинения были на арабском языке. В 1904 в Нью-Йорке публикуются первые его книги: «Видение», «Огненные буквы», «Жизнь любви», а также эссе «Музыка». Его друзья помогают ему организовать и открыть выставку его художественных работ, которая имела ошеломляющий успех. На ней он знакомится с директором одной из гимназий Бостона Мэри Элизабет Хаскелл, последующие дружеские отношения с которой во многом определили его взгляды как литератора и как человека. Мэри, будучи директором гимназии, была очень образованной, глубокой личностью. Большую часть своего времени она уделяла становлению творчества Джебрана, корректировала его работы. Она даже принялась учить арабский, чтобы лучше понимать мысли и взгляды писателя.

В 1904 Халиль Джебран начинает писать статьи в арабской газете «Эмигрант». Несмотря на то, что в Ливане он изучал арабский язык, знал он его плохо. На следующий год вышли первые его работы в газете под рубрикой «Слезы и смех», которые потом были собраны в книгу «Слеза и улыбка». С его работами ознакомился выдающийся арабский писатель Амин Рихани. Амин с похвалой высказывался о работах Джебрана, критикуя при этом тех арабских деятелей пера, которые писали лишь ради денег. Впоследствии Амин стал близким другом Джебрана.


В 1906 Джебран издает еще одну книгу на арабском языке «Нимфы долины», где он описывает проблемы проституции и религиозного преследования. В 1908 он выпускает книгу «Духовный мятеж», обличающую социальную несправедливость в Ливане XIX века и пагубность религиозных догм, ограничивающих свободу людей. Книга встретила неодобрение духовенства.

В 1908 Джебран отправляется в Париж для совершенствования в живописи. Там он посещает занятия в школах искусств. Но через некоторое время формализм академического курса ему приедается, он оставляет академию, и по-прежнему занимается самоисследованием, поиском собственного стиля. Он намеревается посетить также Лондон вместе со своим другом Амином Рихани. Немалую часть своего времени он отдает литературе, начинает работу над романом «Сломанные крылья», эссе «Голос поэта», издает на французском ранее написанную новеллу «Марта из Бана».

В Европе Джебран проводит два года, и в 1910 возвращается в Америку, при этом переезжая в Нью-Йорк, в центр культурной жизни США. Он предлагает и Мэри покинуть арабские кварталы Бостона и проявить свои художественные способности в Нью-Йорке. В 1911 он арендует студию в центре города, где будет проживать всю оставшуюся свою жизнь до 1931. В Нью-Йорке Джебран продолжает работу над романом «Сломанные крылья», который заканчивает в 1912. Это самое объемное произведение из его арабских романов повествует о тяжелой участи арабской женщины и ее злополучной любви.

На следующий год Джебран связывается с недавно созданным арабским журналом для эмигрантов «Al-Funoon», который периодически издавал работы арабских писателей. Настрой и либеральный курс редакции газеты были близки ему, и он начинает снабжать журнал своими материалами. Позже эти рассказы войдут в его сборник «Безумец». В 1913—1914 Джебран пытается перевести свои арабские произведения на английский, но неудачно из-за сложностей перевода и несовершенного знания языков. Мэри, которая так и не смогла выучить арабский, помогает ему совершенствоваться в английском. Вскоре она его убеждает более не заниматься переводами, и писать свои последующие произведения только на английском языке.

В годы I мировой войны Халиль Джебран увлекается политикой. Он не может оставаться равнодушным к судьбе родного Ливана. Эта война дарит надежду на получение независимости от Османской империи с помощью организованного арабского фронта. Джебран обращается к представителям и христианских, и мусульманских кругов, чтобы они объединили свои усилия для освобождения от гнета Османской империи. Он принимает участие в создании в США фондов для голодающих. Идеи войны и стремления к свободе находят отражение в его произведениях «Безумец», «Предтеча», «Буря». В 1916 Джебран принимает участие в работе журнала «Семь искусств», где часто печатались знаменитые американские писатели и поэты.

В 1918 Джебран начинает работу над новой книгой «о человеке из острова», это были первые наработки его самого знаменитого произведения «Пророк». В этом же году он выпускает книгу «Безумец» уже на английском языке, благодаря чему приобретает куда большую аудиторию англоязычных читателей. Известность Джебрана набирает обороты, его начинают сравнивать с индийским поэтом Рабиндранатом Тагором и английским писателем Уильямом Блейком. Творчество Джебрана так же, как и у Тагора, являло собой синтез Востока и Запада, а его идея органического слияния принципов разных видов искусства (живописи и литературы) в одном творческом акте очень напоминало стиль творчества Уильяма Блейка.

В начале 1920-х он занимает активную позицию по разоблачению социальных и культурных проблем восточного мира, являясь одновременно проводником распространения позитивных сторон западной культуры на Восток. Но в арабских странах многие не принимали его либерализм, особенно по отношению к религиозной культуре. Не имея особого успеха у арабских читателей, Джебран переключается на английский, и последующие работы он пишет уже только на этом языке. К концу 1923 Джебран заканчивает работу над «Пророком». Первоначально роман имел скромный успех в США.

С 1923 роль Мэри в его творчестве заметно уменьшается. Она уезжает к своему будущему жениху полковнику Ф. Минису, за которого в 1926 выходит замуж. Таким образом, Джебран лишается близкого редакционного сотрудника. Тем не менее, Мэри по-прежнему помогает ему, в частности с приведением в порядок его финансовых дел. Джебран делится с ней планами по написанию второй и третьей части «Пророка». Но эти части ему не довелось реализовать (была посмертно выпущена только вторая часть), так как последующие свои силы литератора он целиком тратит на самое объемное свое произведение на английском языке «Иисус, сын Человеческий». В 1927—1928 годах Мэри помогает редактировать эту книгу.

К 1928 здоровье Джебрана заметно ухудшается. Он начинает пить. К концу года он заканчивает работу над книгой «Иисус, сын Человеческий», которая получает многочисленные положительные отзывы. К 1929 из-за физического недуга, а также из-за склонности к алкоголю он впадает в депрессию. Джебран глубоко переживает из-за потери, по его мнению, способности творить. В 1929 врачи обнаружили у него увеличение печени и рекомендовали строгое лечение. Джебран игнорировал их наставления и продолжал работать, выпуская новые книги.

К 1931 здоровье Джебрана еще более ухудшилось, что окончательно похоронило возможности закончить вторую часть «Пророка». 10 апреля 1931 Джебран скончался в одной из нью-йоркских больниц от рака печени. Он был похоронен в родном селении Бшарри. В США его проводили с должными почестями, в Ливане после его смерти он стал еще более знаменитым.

Творчество Джебрана является синтезом культур Востока и Запада. Именно благодаря этому любой сегодняшний читатель любых культуры и мировоззрения способен в его произведениях найти отражение своих собственных идей, принципов, душевных поисков и переживаний. Джебран творил на протяжении около четверти века, и все его творчество пронизано общими идеями единства Истины и Красоты, вечности Духа, стремления к свободе против приземленности толпы.


Бразилия, 2009, Джебран Халиль Джебран

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня