Philatelia.Ru
RussianEnglish
Детская литература
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Детская литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Кононов Александр Терентьевич
(1895—1957)
«Рассказы о Ленине»

Русский писатель. Родился в небольшом местечке, неподалеку от города Двинска (ныне Даугавпилс). Саша рано потерял отца, даже помнить его не мог — отец скончался, когда ему и года не было. Помнил Саша деда — могучего старика, уезжавшего утром на пашню и возвращавшегося поздним вечером. Семья жила очень скромно, но дети учились, рано начав работать — давать уроки. Будучи мальчиком, Саша пристрастился к чтению — читал с восторгом и увлечением русскую классическую художественную литературу; любимой книгой его детства был «Тарас Бульба» Гоголя.

Учился в Двинском реальном училище, потом в Петербургском университете, на юридическом факультете. Юридические науки не интересовали его: юристом-практиком он не стал. После Октябрьской революции, работал учителем, преподавал на Высших командных курсах; его занимали вопросы духовного развития детей, юношества, вопросы воспитания; он посвятил им ряд статей.

Первая книга Кононова — «Упразднение Мефистофеля» — увидела свет в 1934. Изображены были в ней заводские дела в годы, когда осуществлялся первый пятилетний план. Несколько лет спустя появляются первые рассказы Кононова о Ленине. До конца своей жизни он не расставался с ленинской темой. Кононов написал более тридцати рассказов о Ленине.

Все, что было сделано Кононовым годы Великой Отечественной войны, — все подчинено было одной цели: служению делу победы. Очерки, рассказы, повести тех лет — «Горький дым», «Имя отряда», «Дни Сергея Глушкова» — исполнены преданной и деятельной любви к Родине, рассказывают о молодом поколении советского народа, о поколении героев-защитников Родины.

От «Рассказов о Ленине» Кононов шел к созданию большого произведения из истории рабочего революционного движения в России — «Повести о верном сердце». Ее первая часть вышла в 1949. Широко, светло звучит в «Повести о верном сердце» А. Кононова тема дружбы народов, пролетарского интернационализма. Она проходит через всю книгу и в третьей ее части, где речь идет о I мировой войне, звучит гневным протестом против братоубийственной империалистической войны.

«Повесть о верном сердце» написана о детях и для детей. Автор словно смотрит на мир глазами своих юных героев и при этом ничуть не упрощает действительности, о которой рассказывает. А действительность эта сложная и трудная. Но глаза у ребят, так же, как у писателя, изобразившего их, — честные. Он умеет видеть и показать в сложных общественных явлениях самое главное, самое существенное.

В первой части повести герои его еще совсем юны. Это мальчики Гриша Шумов — сын садовника и Ян Редаль — сын лесника; оба — славные ребята. Как все славные ребята на свете, они чутки к неправде, жаждут справедливости, хотят совершать подвиги и поэтому безотчетно влекутся к революционерам, становятся помощниками взрослых борцов. Помощь эта — посильная. Кононов не изображает мальчиков серьезными молодыми людьми — напротив, они и драчуны, и охотники в «козла» поиграть. Но они приобщились к великому делу, они, конечно, смутно сознают его величие, и посильное участие в нем приносит им, мальчикам, радость большую, чем игра в «козла».

Во второй части повести мы видим Гришу Шумова среди учеников реального училища. Изображена школа царского времени — с воспитателями-доносчиками, учителями-формалистами и мракобесами. Реакция, наступившая после поражения революции 1905—1907, распространилась и на школу: казалось, все в ней было направлено к тому, чтобы духовно искалечить своих воспитанников. Но даже ученики младших классов ведут упорную войну против негодных воспитателей. И дух товарищества, верность в дружбе, чистота помыслов, честность, смелость торжествуют над лицемерием, трусостью, подхалимством. Дети, среди которых много ребят из семей тружеников, словно впитали с молоком матери понятия о добре и зле, о справедливости, выработанные поколениями трудового народа.

Недалеко то время, когда эти понятия, эти моральные оценки соединятся в сознании героев с политической оценкой происходящего. И ребята, пылко негодовавшие против всяческой несправедливости, предстанут сознательными революционерами, участниками пролетарской борьбы, которая непосредственно подготовляла Октябрьскую революцию.

Об этом развитии героев, о развитии их политического сознания, об исторических событиях, происходивших в канун Октября, — обо всем этом рассказывается в заключительной части трилогии.

М.Юнович


СССР, 1960, Ленин среди детей

© 2003-2018 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня