|
Швейцария, 1987.09.22
Люцерн. Филателия. «Умирающий лев» (Люцерн, 1821, скульптор Лукаса Ахорна по эскизу Бертеля Торвальдсена)
Самой печальной скалой, какую он когда-либо видел, назвал Марк Твен «Умирающего льва». Лев еще жив. Он смертельно ранен и страдает от жестокой боли. Обломок копья торчит из глубокой раны в боку. Одна лапа безжизненно свисает со скалы, другая, с выпущенными когтями, прикрывает щит с гербом французского монарха. Швейцарский лев принес себя в жертву ради спасения короля чужой страны.
Во время событий 10 августа один из швейцарских гвардейцев — Карл Пфюффер был в отпуске в Люцерне и избежал расправы революционеров. Глубоко потрясенный гибелью своих товарищей по оружию, Карл решил создать памятник, чтобы увековечить подвиг швейцарцев, защищавших Тюильри. Однако прошло почти 30 лет, прежде чем Умирающий лев появился в Люцерне.
Карл еще какое-то время служил наемным офицером, а в 1801 вернулся в родной город. Вскоре он занял высокий пост в Городском совете и возглавил люцернское Общество искусств. Однако несмотря на все свое влияние он не мог даже заговорить о строительстве памятника жертвам французской революции: до 1814 Швейцария находилась под властью Франции и подобная идея не получила бы одобрения Наполеона. Но как только швейцарцы обрели свою независимость, а династия Бурбонов в 1815 вернула себе престол, Пфюффер приступил к воплощению своего замысла.
В 1818 он обнародовал проект строительства памятника швейцарским гвардейцам. Хотя немногие откликнулись на призыв помочь, все-таки Пфюфферу удалось собрать средства, необходимые для начала работ. Среди внесших свой вклад были знатные иностранные фамилии, и в том числе русская царская семья.
Барельеф решено было высечь в скальном выступе за пределами Люцерна. Мертвый лев, придавленный к земле разбитым оружием, прикрывший собой щит с гербами Франции и Швейцарии, — таким представлял себе Карл памятник своим товарищам. Внизу должен был быть список павших.
Пфюффер обращался ко многим швейцарским художникам с предложением создать макет будущего барельефа, однако сделанные ими эскизы не соответствовали характеру и масштабу поставленной задачи. Пфюффер понимал, что для воплощения задуманного необходимо привлечь художника с мировым именем. Весной 1818 он написал работавшему в Риме знаменитому в то время датскому скульптору и художнику Бертелю Торвальдсену, которого называли Северным Фидием. Торвальдсен заинтересовался проектом Пфюффера и через несколько месяцев уже представил первые эскизы памятника. Услышав рассказ о том, как швейцарские гвардейцы прекратили сопротивление по приказу короля, он посчитал лучшим изобразить не мертвого, а умирающего льва.
Создание памятника было поручено швейцарскому скульптору Эггеншвеллеру. Но, не успев начать работу, он разбился, упав с лесов. На его место был приглашен другой швейцарский скульптор — Лукас Ахорн, который и создал Умирающего льва по макету Торвальдсена.
Работа над памятником закончилась 7 августа 1821. Через три дня, в день 29-й годовщины штурма Тюильри, состоялось его торжественное открытие. На него собрались не только первые люди Швейцарии и аристократы со всей Европы, но и оставшиеся в живых ветераны швейцарской гвардии. Первым караульным памятника был назначен отставной капрал Давид Кларк, который в тот трагический день вместе с четырьмя сослуживцами отвоевал у нападавших на Тюильри пушку, получив при этом ранение.
Так всему миру был открыт высеченный в скале на окраине Люцерна «Умирающий лев». Надпись на памятнике гласит:
«Верности и мужеству швейцарцев 10 августа, 2–3 сентября 1792 года.
Здесь имена тех, кто, чтобы не нарушить клятву верности, пал с великой храбростью: 26 офицеров и около 760 солдат
пережили поражение благодаря заботе и помощи друзей: 16 офицеров и около 350 солдат
В честь их подвига горожане воздвигли этот памятник на вечные времена. Проект Карла Пфюффера, произведение Бертеля Торвальдсена, работа Лукаса Ахорна».
Художники: Торвальдсен Бертель
Сюжеты: Свержение монархии
|